U4U Online: платформа роста
Высшая школа экономики является трендсеттером вузовского онлайн-образования в России. Технологический и интеллектуальный инструментарий Дирекции по онлайн-обучению НИУ ВШЭ позволяет выстроить процесс обучения с нуля: от создания цифрового контента, включения онлайн-программ в учебные планы, сопровождения студентов до контроля качества и оценочных процедур (прокторинг, ассистенты онлайн-курсов, психометрика и анализ больших данных). Наработанной экспертизой НИУ ВШЭ делится с коллегами из региональных университетов РФ и СНГ. В рамках проекта «Сетевое взаимодействие» Высшая школа экономики сотрудничает с 40 университетами из 60 городов России, Казахстана, Киргизии и Армении. Проект формирует единое образовательное, исследовательское и коммуникационное пространство для расширения диапазона и вариативности программ обучения. Партнеры могут интегрировать в учебный план любой из более 140 онлайн-курсов от ведущих ученых и ключевых отраслевых экспертов Высшей школы экономики. Студенты слушают видеолекции на платформе «Онлайн-образование в НИУ ВШЭ».
Онлайн в интенсиве
Интенсив U4U Online направлен на повышение квалификации в сфере онлайн-обучения и применения технологии blended learning в образовательных программах сетевых партнеров. В мероприятии приняли участие 58 представителей региональных университетов. Программа интенсива была выстроена вокруг основного образовательного трека, который в равной степени освещал методику преподавания в условиях дистанционного обучения и приемы работы с готовыми онлайн-курсами. «Интенсив для вузов-партнеров по сетевому взаимодействию прошел в НИУ ВШЭ четвертый год подряд. Наибольший интерес, по отзывам участников, вызвали занятия, освещающие особенности преподавания в условиях дистанционного обучения, и совместная дискуссия на тему «Особенности освоения дисциплины в формате blended learning». Как и в 2020 г., в этом году интенсив проводился в онлайн-формате, что не помешало создать комьюнити и поддержать традиционный дух подобных мероприятий НИУ ВШЭ», — делится впечатлениями руководитель проекта Ольга Плиско.
«Данный интенсив позволил разобраться в особенностях организации сетевого взаимодействия с НИУ ВШЭ и узнать возможности, которые предоставляет «Личный кабинет сетевого партнера». На мой взгляд, проект «Сетевое взаимодействие» — очень своевременное решение, — рассказывает участница мероприятия Юлия Кузнецова, ведущий специалист центра поддержки образовательных инноваций Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ФГБОУ ВО «ВГУЭС»). — Проект позволяет формировать у студентов компетенции, востребованные на рынке труда, выявлять способности обучающихся, представлять практический опыт решения профессиональных задач, и, что немаловажно, использовать доступ к ресурсам ведущих российских и зарубежных университетов без существенных временных и материальных затрат для насыщения региона высококвалифицированными специалистами с разносторонней подготовкой. С учетом опыта прошлых лет и пандемии в нашем университете разработана новая методика реализации обучения в интерактивном формате blended learning, которая подразумевает использование электронного обучения наряду с традиционной формой, что позволяет предоставлять образовательные услуги более эффективно и рационально».
«Пока что наш вуз находится на начальной стадии внедрения формата blended learning. В связи с этим есть свои «шероховатости». Но мы будем совершенствоваться в этом направлении, — рассказывает участница интенсива Людмила Петрова, ведущий специалист Учебно-методического управления ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет». — Думаю, тем студентам, которые хотят учиться, подойдет любой формат. Как говорится — было бы желание. Blended learning так или иначе обязывает студентов повышать уровень своих знаний в области цифровых технологий, что в нынешнее время — большой плюс. Для меня как менеджера от университета было полезно узнать об особенностях сетевого партнерства, его преимуществах, а также аспекты работы в кабинете сетевого партнера, его функционал. Как мне кажется, проект «Сетевое взаимодействие» позволяет вузам расширить материально-технические возможности образовательного процесса, и в каких-то моментах — оптимизировать его».
Кабинетная работа
Напомним, что в начале учебного года Дирекция по онлайн-обучению запустила сервис «Личный кабинет сетевого партнера». Он включает в себя демоверсии курсов, обмен документами, списки студентов и групп с назначением их на курсы, базовые таблицы успеваемости. Также в ЛК встроена система аналитики. Она позволяет кураторам курсов получить данные об успеваемости студентов в вузах, которые в рамках программы Высшей школы экономики «Университетское партнерство» включают в образовательный план онлайн-курсы Вышки.
Система аналитики — разработка Центра вычислительных наук об образовании Дирекции по онлайн-обучению. Демоверсию системы в прошлом году тестировали преподаватели из вузов-партнеров Вышки. Они отметили полезность опции, которая позволяет сделать курс более прозрачным и понятным для преподавателя. В ЛК можно отследить статистику успеваемости, корректность ответов на тесты, получить детализированный отчет по просмотру видео: некоторые студенты смотрят лишь 20% видеолекций, другие – начинают просмотр следующего видео заранее, работая «на опережение». Ряд студентов приступают к решению оцениваемых тестов, не изучив материалы курса. В рамках сессии можно увидеть число слушателей, записанных на курс, процент тех, кто начал смотреть видео и решать тесты, а также список тех, кто не приступил к курсу.
«Аналитика дает представление о том, какой материал в курсе для студентов слишком сложен или слишком легок — эту информацию преподаватели вузов-партнеров могут использовать при подготовке семинарских занятий. Например, разобрать какие-то сложные задания. Также, проанализировав детали образовательного процесса, куратор курса сможет направить отстающим студентам письма с напоминаниями», — рассказывает Ирина Блескина, руководитель Центра вычислительных наук об образовании.
Стоит отметить, что наибольшей популярностью у студентов пользуются онлайн-курсы по культурологии (3300 слушателей), философии (3000 слушателей), отечественной истории (2500 слушателей). За ними следуют дисциплины по экономике, основам права, маркетингу, управлению проектами, финансовым рынкам и институтам. Завершает топ-10 курс по трудовому праву России (660 слушателей). В конце курса студентов, набравших не менее 40% по результатам текущих тестов, ожидает онлайн-экзамен с прокторингом. В случае успешной сдачи они получают сертификат НИУ ВШЭ.
Материал подготовила Екатерина Зиньковская, иллюстрации — Филипп Красовский, Дирекция по онлайн-обучению.
Онлайн в интенсиве
Интенсив U4U Onlineнаправлен на повышение квалификации в сфере онлайн-обучения и применения технологии blended learning в образовательных программах сетевых партнеров. В мероприятии приняли участие 58 представителей региональных университетов. Программа интенсива была выстроена вокруг основного образовательного трека, который в равной степени освещал методику преподавания в условиях дистанционного обучения и приемы работы с готовыми онлайн-курсами. «Интенсив для вузов-партнеров по сетевому взаимодействию прошел в НИУ ВШЭ четвертый год подряд. Наибольший интерес, по отзывам участников, вызвали занятия, освещающие особенности преподавания в условиях дистанционного обучения, и совместная дискуссия на тему «Особенности освоения дисциплины в формате blended learning». Как и в 2020 г., в этом году интенсив проводился в онлайн-формате, что не помешало создать комьюнити и поддержать традиционный дух подобных мероприятий НИУ ВШЭ», — делится впечатлениями руководитель проекта Ольга Плиско.
«Данный интенсив позволил разобраться в особенностях организации сетевого взаимодействия с НИУ ВШЭ и узнать возможности, которые предоставляет «Личный кабинет сетевого партнера». На мой взгляд, проект «Сетевое взаимодействие» — очень своевременное решение, — рассказывает участница мероприятия Юлия Кузнецова, ведущий специалист центра поддержки образовательных инноваций Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ФГБОУ ВО «ВГУЭС»). — Проект позволяет формировать у студентов компетенции, востребованные на рынке труда, выявлять способности обучающихся, представлять практический опыт решения профессиональных задач, и, что немаловажно, использовать доступ к ресурсам ведущих российских и зарубежных университетов без существенных временных и материальных затрат для насыщения региона высококвалифицированными специалистами с разносторонней подготовкой. С учетом опыта прошлых лет и пандемии в нашем университете разработана новая методика реализации обучения в интерактивном формате blended learning, которая подразумевает использование электронного обучения наряду с традиционной формой, что позволяет предоставлять образовательные услуги более эффективно и рационально».
«Пока что наш вуз находится на начальной стадии внедрения формата blended learning. В связи с этим есть свои «шероховатости». Но мы будем совершенствоваться в этом направлении, — рассказывает участница интенсива Людмила Петрова, ведущий специалист Учебно-методического управления ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет». — Думаю, тем студентам, которые хотят учиться, подойдет любой формат. Как говорится — было бы желание. Blended learning так или иначе обязывает студентов повышать уровень своих знаний в области цифровых технологий, что в нынешнее время — большой плюс. Для меня как менеджера от университета было полезно узнать об особенностях сетевого партнерства, его преимуществах, а также аспекты работы в кабинете сетевого партнера, его функционал. Как мне кажется, проект «Сетевое взаимодействие» позволяет вузам расширить материально-технические возможности образовательного процесса, и в каких-то моментах — оптимизировать его».
Кабинетная работа
Напомним, что в начале учебного года Дирекция по онлайн-обучению запустила сервис «Личный кабинет сетевого партнера». Он включает в себя демоверсии курсов, обмен документами, списки студентов и групп с назначением их на курсы, базовые таблицы успеваемости. Также в ЛК встроена система аналитики. Она позволяет кураторам курсов получить данные об успеваемости студентов в вузах, которые в рамках программы Высшей школы экономики «Университетское партнерство» включают в образовательный план онлайн-курсы Вышки.
Система аналитики — разработка Центра вычислительных наук об образовании Дирекции по онлайн-обучению. Демоверсию системы в прошлом году тестировали преподаватели из вузов-партнеров Вышки. Они отметили полезность опции, которая позволяет сделать курс более прозрачным и понятным для преподавателя. В ЛК можно отследить статистику успеваемости, корректность ответов на тесты, получить детализированный отчет по просмотру видео: некоторые студенты смотрят лишь 20% видеолекций, другие – начинают просмотр следующего видео заранее, работая «на опережение». Ряд студентов приступают к решению оцениваемых тестов, не изучив материалы курса. В рамках сессии можно увидеть число слушателей, записанных на курс, процент тех, кто начал смотреть видео и решать тесты, а также список тех, кто не приступил к курсу.
«Аналитика дает представление о том, какой материал в курсе для студентов слишком сложен или слишком легок — эту информацию преподаватели вузов-партнеров могут использовать при подготовке семинарских занятий. Например, разобрать какие-то сложные задания. Также, проанализировав детали образовательного процесса, куратор курса сможет направить отстающим студентам письма с напоминаниями», — рассказывает Дарья Кравченко, руководитель Центра вычислительных наук об образовании.
Стоит отметить, что наибольшей популярностью у студентов пользуются онлайн-курсы по культурологии (3300 слушателей), философии (3000 слушателей), отечественной истории (2500 слушателей). За ними следуют дисциплины по экономике, основам права, маркетингу, управлению проектами, финансовым рынкам и институтам. Завершает топ-10 курс по трудовому праву России (660 слушателей). В конце курса студентов, набравших не менее 40% по результатам текущих тестов, ожидает онлайн-экзамен с прокторингом. В случае успешной сдачи они получают сертификат НИУ ВШЭ.