Закончился курс «Геймификации в онлайн образовании». Первые выпускники защитили свои итоговые проекты – работы очень интересные!

На этой неделе первые выпускники программы «Геймификация в онлайн-образовании» защитили свои итоговые проекты. Студенты – преподаватели НИУ ВШЭ разных факультетов и направлений – придумывали, как улучшить уже существующие курсы, используя игровые инструменты.  Изначально на программу было подано 70 заявок, 20 человек поступило. Подготовил и провел курс отдел продюсирования Дирекции по онлайн-обучению.

Закончился курс «Геймификации в онлайн образовании». Первые выпускники защитили свои итоговые проекты – работы очень интересные!

Зачем нужна геймификация?

Прежде всего, игровой подход к обучению повышает мотивацию и заинтересованность студентов в курсе. Элементы "легкой геймификации" могут быть включены в любой курс и предмет как на организационном этапе, так и на этапах повторения, закрепления, проверки материала. 

Геймификация – это много графики и моушн дизайна?

При желании — да, но это совершенно не обязательно. Суть геймификации образования заключается в том, чтобы преподаватели трансформировали учебный материал в увлекательную игру. Это можно сделать разными способами. 

Разве можно придумать интересную игру по теоретически материалам?

Да. Просто нужно знать, как: можно придумать викторину, разработать сценарий игры на h5p, сделать шутер, разработать карту курса, придумать награды за прохождение этапов обучения. 

Любой курс может быть геймифицирован? 

Элементы легкой геймификации могут быть включены в любой курс и предмет как на организационном этапе, так и на этапах повторения, закрепления, проверки материала. Преподавателям иностранных языков проще геймифицировать свои курсы, юристам и философам — немного сложнее. При этом всегда будет часть аудитории, которая заинтересована в игровом подходе, да и практически любой контент можно переформатировать в игровой.

Но при этом не все элементы геймификации находят отклик среди аудитории. Например, в ходе нашего курса космический шутер “Quizventure” оказался для некоторых преподавателей слишком быстрой и упрощенной формой контроля знаний, поэтому предпочтения были отданы другим инструментам.

В этом году на курс по геймификации подали заявки преподаватели с разных факультетов и департаментов: Школы иностранных языков, Института образования, Департамента финансов, Департамента зарубежного регионоведения, Факультета гуманитарных наук, Факультета социальных наук, Департамента компьютерной инженерии, Департамента программной инженерии, Департамента финансов, Лицея и др.

Преподавателям нужно было самим программировать игры?

Нет. Преподаватели пользовались готовыми и интуитивно понятными инструментами. В дальнейшем, если они захотят, то смогут основательно подойти к вопросу и привлечь разработчиков для создания игры, заранее прописав им техническое задание. 


Игры, которые разрабатывались студентами за время обучения на курсе:

Quizventure
– игра-шутер, в которой студентам нужно за небольшое количество времени выстрелись во «вражеский» корабль с правильным ответом.

«Интерактивный контент» с плагином h5p или «сценарий игры» 
– игра, в которой студенты, последовательно выбирая ответы на вопросы, «приходят» к разным результатам.

Карта курса – программа курса, разложенная в виде интерактивной карты.

Викторина – игра, в которой студенты должны сопоставить вопрос с правильным ответом.


 

Ольга Нестерова, преподаватель факультета востоковедения, курс  «Культура и искусство изучаемого региона (Китай)» 

«Изначально я поставила для себя определенную задачу: создать на платформе историю, связанную с мифологией культуры Китая. Я решила прописать сценарий игры «Поиск шедевра» с помощью плагина h5p. Студенту по отдельным признакам нужно определить, какое произведение китайского искусства было «похищено» героями романа «Путешествие на Запад» Сунь У-куном и Чжу Ба-цзе из небесной коллекции богини Си-ван-му. Всю игру будут наполнять персонажи, их задача — связывать разные темы из курса как бы в одно повествование. Правильно отвечая на вопросы, студенты в конце должны добраться до заветного свитка. Грубая ошибка может откинуть учащегося в изначальную точку игры. 

Я, как примерная ученица, попробовала все: стрелялки, карту курса и даже пробую сейчас изучать дополнительные игровые возможности — потому что у меня есть еще идеи. И хочется найти все инструменты, с помощью которых эти идеи можно осуществить. Я показывала студентам игру как экспертам. Они это оценили.

Несмотря на то, что моя задача — написать техническое задание и передать его разработчикам, мне самой важно разобраться в том, как все работает. Без этого я не смогу грамотно формулировать свои запросы». 

 Карта прохождения курса для "Культура и искусство изучаемого региона (Китай)

 


 

Ольга Хорева, преподаватель магистерской программы «Государственное и муниципальное управление», курс «Современная региональная и пространственная политика».

«Мне больше всего понравился такой инструмент геймификации, как сценарий игры. Я уделила большое внимание «Учебному навигатору по теориям региональных экономических исследований». В начале студентам предлагается выбрать какое-то одно направление регионально-экономических исследований из трех и исследовать отдельные ветки. Мне понравилась идея составления таких «дорожек».


Игра–шутер. Студенту нужно дать правильный ответ за ограниченное количество времени.
Игра–шутер, в которой студенту нужно дать правильный ответ, выстрелив во вражеский корабль, за ограниченное количество времени. 

 


Бушетара Рэд, преподаватель школы иностранных языков, курс «Конфликты в межкультурной корпоративной среде», преподавание ведется на английском языке.

Аннотация к курсу с элементами геймификации Бушетара Рэда: 

«В этом курсе Вы изучите истоки конфликтологии как науки, и с помощью этого знания защитите Землю от вторжения инопланетян. Когда же планета будет в безопасности, настанет время научиться поддерживать на ней мир и гармонию. Для этого Вы узнаете, что такое медиация и сможете попробовать себя в роли профессионала в этой области. На протяжении курса Вы будете повышать свой уровень и получать награды за достижения».

«В этой аннотации отражены инструменты, которые будут применяться в курсе: Quizventure (шутер), сценарий плагина h5p и уровневая система с наградами. Моими целями геймификации курса были:
1) повысить вовлеченность;
2) сделать материал более интерактивным;
3) постараться тем самым двигаться в ногу со временем.
В основу Quizventure (шутера) лег тест об основах конфликтологии как науки. На курсе мы обсуждаем идеи разных мыслителей, которые так или иначе повлияли на восприятие людьми конфликта. В игре нужно было соотнести идеи и их авторов. 

Как мне показалось, игра на плагине h5p – самый полезный инструмент, который превзошел мои ожидания. Больше всего усилий у меня ушло именно на него. В этой игре я предложил студентам выступить в роли профессионального медиатора и разрешить конфликт в компании. В сценарии несколько веток, и они помогают визуализировать последствия выбора ответа. 

 До курса я думал, что самая эффективная геймификация — это «тяжелая» геймификация. Я считал, что для разработки нужно привлекать программистов, создавать платформу, прорисовать дизайн, чтобы все постоянно тестировалось – это была моя принципиальная позиция. Но все оказалось проще: инструменты геймификации доступны нам уже сейчас».

Вопрос из сценария игры