О курсе
В первом модуле в качестве введения в проблематику курса мы рассмотрим немецкий и британский романтизм рубежа 18-19 вв. Именно романтизм, как одновременно литературное и философское явление, во многом определил современное понимание отношения между литературой и философией, а также то, что мы вообще понимаем под «литературой» и «поэзией». Мы рассмотрим конфликт между поэзией и философией, восходящий ещё к древнегреческому философу Платону, и их радикальное единство у романтиков—выраженное в высказывании английского поэта-романтика С.Т. Кольриджа: «Не было еще великого поэта, который не был бы при этом глубоким философом». На основании литературных и теоретических текстов таких авторов, как Новалис и Фридрих Шлегель, Фридрих Гёльдерлин и Уильям Вордсворт, мы обсудим сам термин «романтизм», философские основания романтического поиска «абсолюта», романтическую субъективность и романтическое понимание современности и новизны, а также одно из самых влиятельных романтических понятий, возникших на пересечении философии и литературы, – понятие иронии. Мы зададимся вопросом: «мыслит» ли поэзия каким-то иным образом, чем философия? Наконец, мы обсудим причины упадка романтизма и восхода реализма в 19 в., равно как и причины огромного влияния романтизма на всю последующую европейскую и русскую литературу и мысль. Во втором модуле будет рассмотрен широкий пласт проблем становления русской интеллектуальной мысли, на стыке литературы, политического о и философского дискурсов. Конкретно, будут исследованы процессы становления гуманитария: от диалогов с властью к общественным дискуссиям (случай П. Чаадаева); славянофилы или западники – есть ли третий путь у русского интеллектуализма; история и судьба русской интеллигенции в 19- 20веке. 21 век: спор продолжается, или почему мы мыслим бинарно.
Цели курса
01
Сформировать навыки критического мышления студентов на базе сопоставительных стратегий анализа одних и тех же концептов, идей, проблемных зон в литературе, искусстве, философии
02
Научить студентов мыслить и образно, и понятийно, научить компаративным обобщениям и умению вычленять из общей проблемы философские контексты внутри художественного (эстетического) мира искусства
Вы научитесь
2. Читать и интерпретировать базовые тексты
3. Навыкам критического мышления, разрушающего стереотипы понимания художественного (эстетического) текста в рамках литературного анализа, открывать его взаимосвязь с философскими концептами и философским мировоззрением эпохи
Программа обучения
Тема 1. Чем русский романтизм 18-нач. 19вв. отличался от европейского: общее и специфическое движение мысли о
Тема 2. Романтизм в истории идей: от салонов и кружков к институциям
Тема 3. Русские художественные журналы как "кузнеца" русского национального самосознания: интеллигенция vs. официальная идеология
Тема 4. Н.В. Гоголь - движение вверх или вниз: или что такое "русская матрица"
Тема 5. Ф.М. Достоевский: от мифологии к критике национализма
Тема 6. Л.Н. Толстой: один против всех - феномен личности и писателя
Тема 7. Истоки «нового религиозного сознания»: личная постановка религиозного вопроса
Тема 8. Истоки «нового религиозного сознания»: критика исторического христианства и ожидание новой эпохи
Тема 9. «Новое религиозное сознание»: синтез христианства и язычества у Д. С. Мережковского, Н.А. Бердяева и др.
Тема 10. «Новое религиозное сознание» и официальная церковь
Тема 11. Вокруг «сладчайшего Иисуса»: идеи «нового религиозного сознания» в философии В. В. Розанова и Н.А. Бердяева
Преподаватель
Климова Светлана Мушаиловна
Профессор Школы философии
Для кого
Курс рассчитан на самую широкую аудиторию, которую волнуют проблемы отечественной культуры и философии, интересующейся не банальными и не мифологическими представлениями в области истории интеллектуальных идей и истории русской гуманитарной интеллигенции в 18-нач. 20в. Не требует никакой особой подготовки, кроме общешкольной, рассчитан на всех, любящих искусство, философию, литературу, людей, любого возраста и пола. Этот курс для тех, кто любит думать совместно, получать не готовые установки, но вырабатывать уникальное новое знание в ходе диалогов с преподавателями
Документ об окончании
После успешного освоения материалов курса выдается сертификат установленного НИУ ВШЭ образца
Формат обучения
Лекции
Онлайн
Семинары
Онлайн
Промежуточный контроль
Активность на семинарах, эссе
Итоговый контроль
Экзамен (устный опрос)
Стоимость и условия
8 тыс. ₽
Полный доступ к материалам курса + сертификат
Бесплатно
Только лекции