«Постоянный контакт с преподавателями в почте, соцсетях и на онлайн-парах не дает почувствовать себя брошенным в открытом море студентом»

Бакалавр ФЭН, аналитик в инвестиционном портфеле АФК «Система» Ульяна Васильева сегодня учится в онлайн-магистратуре «Экономический анализ». Ульяна рассказала, как первый разряд по шахматам и второе кю по оперативному каратэ помогают ей в учебе, и в чем преимущества высшего образования в онлайне.

«Постоянный контакт с преподавателями в почте, соцсетях и на онлайн-парах не дает почувствовать себя брошенным в открытом море студентом»

 Какие у вас ожидания от обучения на программе

В бакалавриате я сомневалась, насколько мне интересна выбранная специальность. Однако учебная практика в конце 4 курса помогла увериться в том, что я иду в нужном направлении. Выбирая экономическую магистратуру, я задавалась вопросом, не будет ли мне скучно изучать то, что я уже проходила в бакалавриате. Оказалось — не будет! Как бы усердно ты ни учился в бакалавриате, некоторые вещи забываются, а некоторые и не учатся вовсе. Изучая те же предметы в более осознанном возрасте, с уже четко поставленными целями на жизнь, запоминается намного больше. На своем опыте могу сказать, что любовь к некоторым дисциплинам ко мне пришла только в магистратуре несмотря на то, что я почти 3 года изучала это в бакалавриате. Просто я поняла, для чего мне это нужно, и как это применить на практике.

Я выбрала магистерскую программу «Экономический анализ», чтобы стать квалифицированным специалистом в области экономики и анализа данных. Я ожидаю получить больше практических знаний и какую-то долю мотивации от преподавателей, чтобы продолжать развиваться в данном направлении. Через 5–10  лет я вижу себя востребованным профессионалом, который может достичь всех поставленных карьерных целей благодаря выстроенной в университете базе.

«Перед поступлением я боялась, что не смогу совмещать работу и учебу без ущерба качеству. Пока у меня это получается. Экономический бэкграунд после бакалавриата помогает мне успешно справляться с текущими предметами» 
 

 
Какой трек на программе вы выбрали? 

Изначально я выбирала между двумя наиболее интересными для меня треками: «Инструментальные методы в экономике» Елены Сергеевны Вакуленко и «Макроэкономика» Сергея Эдмундовича Пекарского. В итоге я выбрала первый, он мне показался более практико-ориентированным. Елена Сергеевна — не только академический руководитель программы, но и куратор нескольких курсов и проектов, она помогает мне оперативно решать все вопросы. Кроме того, в бакалавриате я уже работала с Сергеем Эдмундовичем и хотела посотрудничать с другим научным руководителем, чтобы получить новый опыт. 

Трек учит строить эконометрические модели для объяснения и прогнозирования социально-демографических процессов, использовать технологии машинного обучения для оптимизации анализа. В результате студенты смогут анализировать панельные данные и временные ряды, оптимизировать и моделировать экономические процессы. Все эти навыки пригодятся мне в работе, где я занимаюсь поиском актуальной информации по рынку, на котором находится предполагаемый объект инвестирования, а также анализом конкурентов, финансовой отчетности компании, которая выступает в качестве инвестиционного объекта. Кроме того, я анализирую большой массив данных и представляю его в виде отчетных презентаций.

Будете ли вы в магистратуре продолжать практические проекты, которые реализовали в бакалавриате? 

Проект, который я выбрала в магистратуре, частично коррелирует с тем, что я делала на 3 курсе бакалавриата: они оба про демографические процессы. Но специфика все равно разнится. В магистратуре я бы хотела сконцентрировать свое внимание больше на одной теме и провести качественное двухлетнее исследование, итогом которого я вижу хорошо проработанную выпускную квалификационную работу с уникальными результатами и выводами. Тема ВКР — «Исследование региональных программ материнского капитала с учетом порядка рождения детей и их влияния на рождаемость». В рамках группового проекта совместно с однокурсницей я планирую провести анализ особенностей предоставления материнского капитала при рождении 1-го, 2-го, 3-го ребенка и его влияние на рождаемость в регионах России.

 

«Умение рассчитывать ходы соперника наперед, приобретенное в шахматах, помогает мне в работе: например, анализировать все предполагаемые исходы и выбирать наилучший. В художественной школе меня научили находить нестандартный подход к решению самых разных задач, эффектно презентовать проделанную работу как перед научным руководителем в университете, так и перед начальником на работе. А карате просто дает возможность поддерживать физическую форму и хорошее самочувствие»  

 
Много ли среди студентов программ вчерашних выпускников бакалавриата? Насколько комфортно им учиться вместе с теми, кто прошел внушительный профессиональный путь: опытными специалистами, топ-менеджерами, кандидатами наук?

На мой взгляд соотношения студентов, которые только окончили бакалавриат, и тех, кто сделал перерыв в обучении, где-то 60/40. Я вхожу в первую категорию и могу сказать, что для меня нет большого различия в общении ни с теми, ни с другими коллегами. Наоборот, тем, кто пришел в магистратуру после паузы в образовании, может быть сложнее. Нередко из-за отсутствия экономического бэкграунда или простой привычки постоянно закрывать бесконечные учебные дедлайны.

Близко мне удалось познакомиться только с несколькими студентами в рамках совместных проектов. Однако всех онлайн-студентов на потоке объединяет общая черта — осознанное желание учиться и развиваться в выбранном направлении. Чтобы лучше понять тему, мы собираемся в ZOOM и делимся тем, кто что понял (или не понял) после лекции и семинара. Получается своего рода коллективное самообразование.

Сравните ваш опыт учебы в бакалавриате в кампусе и в магистратуре онлайн. Что вам ближе? 

Эти форматы очень различаются. В оффлайне больше возможности завести новые знакомства, общаться лично, во время учебы в бакалавриате у меня появилось много хороших друзей. Коллективное блуждание по корпусу в поисках аудитории, совместное обсуждение пройденного материала между парами, групповые проекты — все это очень сплачивает и мотивирует учиться. Онлайн-формат дает возможность совмещать работу и учебу, он идеален для магистратуры. При этом постоянный контакт с преподавателями в почте, соцсетях и на онлайн-парах не дает почувствовать себя брошенным в открытом море студентом. Онлайн-формат не был бы так хорош, если бы не было такой колоссальной поддержки от преподавателей.