eSTARS 2021: круглый стол «Стратегия внедрения Online degree в университетах»
В круглом столе приняли участие Сергей Рощин — проректор НИУ ВШЭ, член международного совета Coursera Council, Михаил Шепель — директор Института дистанционного образования Томского государственного университета, Квентин МакЭндрю — руководитель по стратегическому взаимодействию с университетами Сoursera, Адам Фейн — вице-президент по цифровой стратегии и инновациям Университета Северного Техаса. Модератором круглого стола выступила Наэли Уайлд — директор, руководитель Coursera по сотрудничеству в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Европе, Африке и на Ближнем Востоке.
Шок как стимул
Массовая миграция программ ведущих университетов мира на платформы — тренд эпохи большой «цифры». Участники дискуссии сошлись во мнении, что мощным стимулом для развития онлайн-образования стала эпидемия COVID-19. По данным исследования Class Central, треть регистраций на ведущих мировых платформах МООК приходится именно на 2020 год. Прирост аудитории Coursera составил 31 млн пользователей против 8 млн в 2019 году; edX зафиксировал двукратный прирост новых пользователей — 10 млн авторизаций; 5 млн новых регистраций отметил Future Learn — против 1,3 млн в 2019 году.
Беспрецедентная аккумуляция интеллектуальных и технологических ресурсов весной 2020 года позволила университетам максимально быстро преодолеть цифровые барьеры.Так, например, в марте прошлого года Университет Северного Техаса перевел более 7000 курсов в онлайн за неделю: студентам, никогда прежде не обучавшимся на дистанте, пришлось в сжатые сроки освоить получение высшего образования в цифровом пространстве. С марта по июль 2020 года Высшая школа экономики организовала доступ более 60 вузам России и СНГ к 174 курсам НИУ ВШЭ, на которых обучались около 20 тысяч студентов. Успех первой в истории ВШЭ онлайн-сессии для 33 тысяч студентов и онлайн приемной кампании 2020 года для более 7,5 тысяч абитуриентов показали, что в цифровом формате возможно не только обучение, но и техническое сопровождение всех организационных процессов.«Мы активно шли в онлайн-образование и до ковид-шока, но в результате пандемии и преподавателям, и студентам пришлось в ускоренном темпе осваивать технологии обучения в дистанционном формате. После объявления локдауна мы за день перевели 50 тысяч студентов 4 кампусов Вышки в онлайн», — отметил Сергей Рощин.
Оправившись от пандемического стресса, система высшего образования обнаружила в онлайне новые возможности трансляции высоких академических стандартов студентам в разных частях мира. По словам Квентин МакЭндрю, дистанционное обучение связано со стремлением университетов репродуцировать и масштабировать аудитории на глобальном уровне. В онлайне роль вузов как центров экспертизы и богатого исследовательского опыта остается основополагающей.
Степень открытости
Массовые открытые онлайн-курсы, специализации и программы постепенно замещают стандартные оффлайн-лекции, некоторые из которых посещают лишь 15% студентов.Сегодня в России 14 вузов предлагают 51 онлайн-программу: 10 бакалаврских, 40 магистерских и 1 специалитет. 20 программ посвящены экономике, 17 — компьютерным и инженерным наукам, 9 — гуманитарным, общественным наукам и дизайну, 5 — юриспруденции.
Сергей Рощин отметил, что Высшая школа экономики с 2013 года реализует на платформе Coursera различные форматы онлайн-образования: от краткосрочных МООК и специализаций до degree. «На рубеже 2019 года мы стали отчетливо понимать, что в нашей линейке онлайн-продуктов не хватает полноценных программ. Уже в начале 2020 годы мы представили на платформе Coursera первую и на тот момент единственную в России онлайн магистерскую программу 'Master of Data Science'. В этом году университет осуществил успешный набор уже на 11 онлайн-программ, из них — 5 англоязычных в сотрудничестве с Coursera. На 2 программы бакалавриата и 9 магистратур поступило 700 студентов. На данный момент в Высшей школе экономики самые большие по численности онлайн-бакалавриат и онлайн-магистратура в России. Мы считаем важным развивать образовательный портфель университета с учетом возможностей полностью онлайновых программ. В 2022 году мы увеличим их количество: уже объявлен прием на 17 программ — 4 бакалаврские и 13 магистерских», — подчеркнул проректор НИУ ВШЭ. По словам Сергея Рощина, онлайн-программы, особенно магистерского уровня, открывают доступ к постопытному образованию и дают возможность оперативного обновления компетенций в унисон с развитием технологий. На самую многочисленную онлайн-программу НИУ ВШЭ «Управление цифровым продуктом» поступило 130 студентов, большинство из которых уже имеют диплом о высшем образовании и профессиональный стаж.
Томский государственный университет также является давним партнером Coursera. Как и Высшая школа экономики, ТГУ трансформировал стратегию производства контента для платформы: от создания онлайн-курсов и специализаций перешел к полноценным академическим программам. В этом году на Coursera появилось две магистратуры томского университета. Первый опыт внедрения online degree ТГУ планирует в ближайшие годы масштабировать. «Развитие онлайн-образования является одним из ключевых приоритетов ТГУ. Оно идет в тесной связке с формированием инфраструктуры для онлайн-обучения внутри университета. Я имею в виду не только серверные мощности, но и технологии адаптивного, смешанного обучения, трансформацию физического пространства. Сегодня стираются границы между реальным и виртуальным миром, поэтому необходимо предпринимать соответствующие усилия, чтобы студенты могли эффективно проходить онлайн-обучение», — подчеркнул Михаил Шепель.
По словам Адама Фейна, реализация высшего образования в онлайн-формате является одной из ключевых миссий Университета Северного Техаса — вуза, расположенного в самом быстрорастущем регионе Америки. Из 42 000 студентов университета около 15% обучаются онлайн. Вуз первым в США представил на Coursera программу бакалавриата. Университет реализует около 80 программ дистанционного обучения. «Сегодня университеты не делятся на классы, живете вы в двух минутах езды от нашего вуза или на другом конце земного шара — становитесь частью международного студенческого сообщества. Мы стремимся предоставить образование мирового уровня жителям разных стран», — отметил Адам Фейн. По словам Квентин МакЭндрю, классическое понимание студенчества, сосредоточенного в стенах Alma Mater, в скором времени перестанет существовать. Наэли Уайлд согласилась с коллегой: по ее мнению, современное онлайн-обучение позволяет уравнять кампусный и дистанционный форматы, а также дает доступ к качественному образованию широким слоям населения, в том числе, социально незащищенным.
Впрочем, онлайн открыт не только для студентов. «Если говорить о бакалавриате, мы наблюдаем, насколько внимательно родители следят за учебным процессом в онлайне. Это совсем другая, отличная от оффлайна жизнь. Мы будто находимся в состоянии постоянных родительских собраний. Инновации, которые дает дистанционное обучение, осваивает все общество», — отметил Сергей Рощин.
Цифровой груз
Адам Фейн отметил, что онлайн спровоцировал повышенную временную и ресурсную нагрузку на профессорско-преподавательский состав университетов: «Нам важно не просто создавать онлайн-курсы удовлетворительного качества, мы хотим предоставлять студентам самый лучший контент. Преподавателям приходится перестроиться и транслировать лекции в новом для них цифровом формате, а это совсем другой тип коммуникации. Мы делаем все возможное, чтобы поддерживать факультеты на новом поприще, оказывая им финансовую и технологическую поддержку, избавляя преподавателей от лишнего функционала, мотивируя их». С ним согласился Михаил Шепель: «Как оказалось, перейти в онлайн — это не просто продолжать читать лекции в ZOOM, вузам пришлось перестраивать всю образовательную программу под новые принципы цифровой дидактики. Найти в плотном рабочем графике время преподавателя — это сложная задача. Мы сформировали ядро преподавателей, которые были целиком погружены в цифровые проекты, и дополняли команду коллегами на part time. Мы запустили курс для преподавателей «Пара на диване» — что-то вроде подборки лайфхаков, как максимально быстро перестроить программу под онлайн-формат. Еще одним вызовом и для менеджеров, и для преподавателей университета стала работа с возражениями студентов, которые считают, что онлайн-образование должно стоить дешевле. Хотя ситуация обратная: онлайн-продукт уже на стадии разработки дороже кампусного. Нам пришлось формировать новую культуру образования в онлайне».
По мнению Сергея Рощина, вне зависимости от формата образования, хороший преподаватель всегда перегружен: «Я не очень понимаю развивающийся университет, в котором у профессоров и преподавателей низкая нагрузка. Проблема не в ограниченном времени, а в полной реструктуризации деятельности, необходимости осваивать новые технологические навыки. Академическому составу университетов в этом вопросе должны помогать соответствующие специалисты. Я считаю, один из главных вызовов в связи с расширением онлайн-образования — поддержание его качества. Это вопрос не только контента, но и системы оценивания, мониторинга прохождения образовательной траектории. Развитие онлайн-образования должно сопровождаться сервисами измерения сформированных знаний». В Высшей школе экономики отстроена система измерения уровня цифровых компетенций, связанных с алгоритмическим мышлением, языками программирования, машинным обучением, анализом данных. По словам проректора НИУ ВШЭ, главная задача университетов — подтвердить, что качество онлайн-образования не уступает оффлайну. При этом возможности «цифрового» высшего образования без привязки к кампусу по-настоящему безграничны.
Доля преподавателей Высшей школы экономики, которые видят в цифровых технологиях новые возможности для повышения доступности качественного высшего образования, выросла с 30% до 70%. Студенты НИУ ВШЭ также в полной мере оценили преимущества дистанта. Согласно опросу, трети респондентов онлайн-формат нравится больше кампусного обучения, у половины опрошенных появилось больше времени на сон, 55% стали меньше уставать от учебы.
Подробнее ознакомиться со спикерами и программой конференции eSTARS 2021 можно на сайте.
Материал подготовила Екатерина Зиньковская, иллюстрации — Филипп Красовский, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ.