eSTARS 2021: как онлайн может повлиять на репутацию вуза?

В рамках деловой программы международной научной конференции eSTARS 2021 состоялась панельная дискуссия «Как онлайн может повлиять на репутацию вуза». Эксперты ведущих российских университетов обсудили, могут ли отечественные вузы конкурировать на платформах с MIT и Лондонским университетом, на каком языке говорить с зуммерами и чем школьникам интересны метавселенные.

eSTARS 2021: как онлайн может повлиять на репутацию вуза?

Спикерами дискуссии выступили Галина Можаева — директор Института онлайн-образования Финансового университета при Правительстве РФ, Дарья Козлова — первый проректор, директор Института международного развития и партнерства, член Международного совета Университета ИТМО, Виола Ларионова — заместитель проректора по образовательным технологиям Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. 

Модератор дискуссии — Александр Фадеев, проректор по цифровизации Томского политехнического университета, отметил, что современные студенты гораздо самостоятельнее в выборе университета, чем их предшественники: 49% сегодняшних первокурсников выбрали университет исходя из собственных предпочтений, не опираясь на мнение родителей, и только 30% руководствовались оценкой вуза членами семьи.
Согласно сентябрьскому опросу первокурсников ТПУ, репутация вуза имеет первостепенное значение для абитуриентов, на пять пунктов опережая в сравнительном рейтинге реноме преподавателей. Респонденты отметили, что репутационный капитал университета формирует, в первую очередь, его представление в цифровой среде: 93% из 1500 опрошенных студентов узнали о ТПУ из «ВКонтакте», 47% также «общались» с вузом в Instagram, 27% — смотрели видеоролики про университет на Youtube. При этом традиционные рекламные носители в виде билбордов и «объявлений на остановках» молодые пользователи визуального контента в расчет не берут. По словам Александра Фадеева, российские университеты активно выходят в онлайн, записывают не только массовые, но и кампусные онлайн-курсы, экспертные видеолекции, наращивают присутствие в социальных медиа. «Является ли цифровая репрезентация вузов данью моде, желанием “заигрывать” с аудиторией или стремлением продемонстрировать открытость?» — такой вопрос задал спикерам представитель ТПУ.



Выход в открытый онлайн

 По мнению Галины Можаевой, в условиях усиливающейся дифференциации вузов, растущей конкуренции за абитуриентов, борьбы за расширение качества и количества открытых образовательных ресурсов популяризация становится одним из действенных методов повышения рейтинга университета. Помимо обеспечения качества обучения, массовые открытые онлайн-курсы решают дополнительные, латентные задачи. Актуальное содержание, современный эргономичный дизайн, харизматичный автор в совокупности с размещением курса на высокорейтинговой платформе превращают МООК в инструмент рекрутинга абитуриентов и брендинга вузов. Яркий пример тому — курс профессора Оклендского университета Барбары Окли «Научиться учиться» на Coursera, который собрал трехмиллионную аудиторию. Галина Можаева привела в пример кейс: ряд иностранных студентов узнали о ТГУ после обучения на курсах сибирского университета на Coursera. «Мы должны понимать, что открытые образовательные ресурсы — не столько жест доброй воли, сколько вызов времени для университетов. Присутствие в онлайне, безусловно, — инструмент демонстрации достижений российской образовательной школы. Но низкое качество контента может дать и обратный эффект», — подчеркнула представитель Финуниверситета. 

Спикеры отметили, что не все студенты в онлайне умеют корректно верифицировать контент. Этим пользуются нечистоплотные образовательные организации: речь не только о вузах, но и о платформах-однодневках, которые используют спекулятивную информацию, имена известных рейтинговых университетов, покупают переходы на свои страницы и пр. Дарья Козлова согласна с коллегой: «В онлайн-коммуникации много рисков, но один из них стал явным. Автоматическая генерация контента, использование машинного обучения породило множество фейков. Задача ведущих университетов — верификация контента и работа с содержательной частью».



Модератор дискуссии подчеркнул, что представление на платформах — сложный шаг для любого университета, которому теперь приходится конкурировать не только с вузами в рамках региона, но и с глобальным академическим сообществом: «В онлайне мы равны с MIT, Университетом штата Аризона, Лондонским университетом. Могут ли сегодня вузы России состязаться на равных с мировыми лидерами?». По мнению Виолы Ларионовой, репрезентация онлайн-продуктов на платформах накладывает на вуз большую ответственность — представлять российское образование на международной арене. Она отметила, что ранее отечественные вузы были не готовы вывести на мировой рынок свои образовательные продукты из-за недостатка опыта, финансирования, человеческих ресурсов. «Выход в онлайн сопряжен с риском глобальной конкуренции на коммерческом рынке. Маркетинговые исследования, поиск ниши, актуальных тем, методик создания образовательных продуктов заставили университеты развивать собственные центры повышения цифровой квалификации преподавателей, методистов, технических специалистов. Сегодня у российских вузов накоплен большой опыт, и они способны конкурировать на международном рынке с лидерами онлайн-образования», — считает Виола Ларионова.

По мнению Дарьи Козловой, «интенсивный и повсеместный онлайн сделал все процессы прозрачными». Новая мобильность подсветила проблематику качества образования, с рынка ушли продукты, которые не отвечает требованиям времени: «все качественное стало видно, все некачественное спряталось». 

Цифровой диктат

«Пандемия спровоцировала бурный рост цифровизации, но приход "цифры" в нашу жизнь начался намного раньше, — констатирует Александр Фадеев, — Сегодня к нам поступают абитуриенты, которые родились со смартфоном в руках. У так называемого поколения Z совершенно другие требования к университету». Согласно исследованию РГПУ им. Герцена, студент не готов долго ждать ответа на заданный преподавателю в онлайн-среде вопрос. Даже если он задан ночью, университет должен моментально реагировать. Онлайн порождает совершенно новые вызовы вузу. Исследователи Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина выяснили, что даже университет с высоким рейтингом останется без внимания абитуриента, если на входе потребует бумажную справку или будет предоставлять информацию по телефону. Встречая такие барьеры, абитуриент выбирает вуз «попроще», но со стопроцентным присутствием в цифровых медиа. 

«Если мы не будем использовать привычные студентам каналы коммуникации, мы просто не будем для них существовать. Нет публикаций, значит нет и научных исследований, нет университета в "джентельменском" наборе соцсетей, значит его нет для абитуриентов. Зуммерам важно говорить с университетом на одном языке. Вуз должен быть в удобном абитуриенту медиапространстве, например, для китайских студентов — это приложение WeChat. Поступив в российский университет, они не "переедут" автоматически в сеть “ВКонтакте”», — считает Дарья Козлова. Представитель ИТМО подчеркнула, что онлайн-образование выполняет важную коммуникативную функцию: способствует формированию сообществ. В рамках комьюнити по интересам зуммеры хотят быть в едином пространстве с трехсотбальниками или, например, любителями программирования, говорить с единомышленниками на одном языке. 

Олимпиады «ВКонтакте», Telegram-квесты, платформа Codeforces — эти и другие дополнительные онлайн-активности активно развивает ИТМО. Медиаплощадки петербургский вуз ежегодно пересматривает. В качестве примера актуального инструмента коммуникации, который интересен первокурсникам, представитель ИТМО привела платформу Fortnite: концерт Арианы Гранде на ней посмотрели 12 млн людей одновременно. А школьников можно найти на платформе Roblox, которая положила конец привычным играм-сервисам и предрекла экосистеме гейминга существование в формате метавселенной. Платформа нацелена на социализацию игроков и представляет собой одновременно массовую онлайн-игру и игровой конструктор, который пользователи не только трансформируют на свое усмотрение, но и зарабатывают на этом деньги. Важность роли метавселенных, которые позволят объединить виртуальный и реальный миры, отметил и Марк Цукерберг. Он создал специальное подразделение внутри Facebook для работы в этом направлении гейминга. Сегодня игры не просто интегрируются в социальные сети, а сами становятся социальными сетями, и присутствие завтрашних абитуриентов в них усиливается. 

 Материал подготовила Екатерина Зиньковская, иллюстрации - Филипп Красовский, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ.