eSTARS 2021. Пленарная сессия «Цифровая трансформация: глобальные вызовы системе образования»

1—2 декабря состоялась международная научная онлайн-конференция eLearning Stakeholders and Researchers Summit (eSTARS 2021), организованная НИУ ВШЭ в партнерстве с давним и крупнейшим партнером НИУ ВШЭ на мировом рынке онлайн-обучения – глобальной образовательной платформой Coursera.

eSTARS 2021. Пленарная сессия «Цифровая трансформация: глобальные вызовы системе образования»

На площадке конференции встретились представители бизнеса, ведомств и академические лидеры, чтобы в рамках международного экспертного сообщества обсудить результаты последних исследований онлайн-образования, представить стратегии развития дистанционного обучения и нанести на дорожную карту точки роста для данной сферы. Географию более 1900 участников конференции 2021 года представили порядка 50 стран мира, среди которых: Австралия, Алжир, Ангола, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Вьетнам, Германия, Греция, Грузия, Индия, Ирак, Канада, Китай,  Мексика, Нигерия, США, Франция и др. 

На 13 исследовательских секциях и дискуссионных панелях выступают более 80 экспертов: представители НИУ ВШЭ, Coursera, ИТМО, ТПУ, ТГУ, Финуниверситета, УрФУ, РАНХиГС, Бизнес-школы Университета Палермо (Аргентина), Университета Колорадо Боулдер, Университета Северного Техаса, «Нетологии», Skyeng, Skillbox и других лидеров в сфере онлайн-обучения. Ключевые спикеры конференции — CEO Coursera Джефф Маджионкальда, президент Ассоциации университетов европейских столиц UNICA Лучано Сасо, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. 


 В рамках открытия eSTARS состоялась  пленарная сессия «Цифровая трансформация: глобальные вызовы системе образования» с участием ректора НИУ ВШЭ Никиты Анисимова, главного контент-директора Coursera Бетти Ванденбош и президента  UNICA Лучано Сасо. Модератором пленарной сессии выступила директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Евгения Кулик. 

 Приветствуя участников конференции, Никита Анисимов подчеркнул: «В период пандемии и эпоху интенсивной цифровизации онлайн-образование стало одним из самых актуальных и социально ориентированных трендов нашего времени. Оно положило конец географическим барьерам, временным и ресурсным ограничениям». Стремясь сделать качественное академическое образование по-настоящему доступным, Высшая школа экономики еще с 2013 года включает онлайн-курсы в образовательный процесс, является соучредителем Национальной платформы открытого образования. Студенты из разных стран мира более 6 млн раз выбрали курсы НИУ ВШЭ.

Платформа трансформации

Развитие Высшей школы экономики неразрывно связано с переходом к цифровым технологиям и инструментам в образовании, науке и управлении, с сохранением традиционных преимуществ классического университета. В русле мировых трендов и отвечая запросам абитуриентов на получение высшего образования в дистанционном формате, в последние два года университет изменил стратегию производства контента для глобальных платформ. Сейчас акцент делается не на разработку большого количества отдельных курсов, хотя по их числу НИУ ВШЭ традиционно занимает верхние строчки рейтингов на Национальной платформе открытого образования и на Coursera, а на формирование комплексных академических онлайн-продуктов. Речь идет о специализациях и программах, которые дают диплом бакалавра или магистра. В создании этих новых, востребованных рынком форматов НИУ ВШЭ сейчас лидирует среди российских вузов и входит в топовые позиции в мире.

Г-н Анисимов отметил, что открытие в 2020 году первой и на тот момент единственной в России онлайн-магистратуры Высшей школы экономики на Coursera стало настоящим цифровым прорывом: «На данный момент мы реализуем на платформе уже 5 магистерских программ в области наук о данных, бизнес-аналитики, прикладной и сетевой аналитики, компьютерного зрения, финансов. Перенимая опыт лидеров научного сообщества и признанных практиков, наши онлайн-студенты имеют возможность постоянно обновлять компетенции и быть востребованными на рынке труда не только сегодня, но и в перспективе. Онлайн-обучение дает импульс каждому студенту для постоянного интеллектуального развития, является одним из залогов успешной профессиональной деятельности». 

В 2022 году Высшая школа экономики открывает еще шесть online degree на Coursera. Всего на платформе размещено 33 программы от 16 ведущих университетов, в числе которых – Imperial College London, University of Illinois Urbana-Champaign, UIUC, HEC Paris, Macquarie University. Высшая школа экономики также предлагает 6 полностью онлайн образовательных программ бакалавриата и магистратуры на русском языке.



В цифровом исчислении

К 2025 году объем мирового рынка онлайн-образования составит более $400 млрд со среднегодовым темпом роста в 16,3%. По данным РБК+, в прошлом году на российский сегмент пришлось 60 млрд руб. — это меньше, чем стоимость одного EdTech-единорога. По мнению Никиты Анисимова, трансформация экономики, рынка труда, скорость развития технологий и «цифры» создает контекст для развития системы высшего образования, которое должно более оперативно отвечать на запросы общества. 
По мнению Бетти Ванденбош, интерес к онлайн-обучению, спровоцированный пандемией, будет только расти. До пандемии 80% стран мира не использовали digital-технологии в обучении, однако вызванный COVID-19 цифровой шок заставил образовательную систему пересмотреть институциональные подходы. Сегодня почти половина (49%) взрослого населения планеты считает, что в 2025 году высшее образование станет полностью гибридным: 90% европейских университетов уже ввели или планируют ввести смешанное обучение. При этом 85% студентов желают обучаться онлайн, посещая видеолекции. 
Лучиано Сасо подчеркнул, что образовательный процесс в европейских университетах с тысячелетней историей быстрыми темпами движется в сторону цифровизации: даже самые консервативные институты вынуждены адаптироваться под новые требования глобального рынка. Г-н Сасо отметил, что сегодня академическое сообщество должно пересмотреть взгляды на оценку знаний студентов, исключить из образовательного процесса механическое освоение материала в пользу комплексного, вовлекающего, основанного на диалоге подхода. При этом Лучиано Сасо отмечает необходимость в возвращении к междисциплинарной модели образования, когда студенты обладают компетенциями в разных областях и широким кругозором для успешного трудоустройства. По его мнению, концентрироваться на одной специальности уже не достаточно. 

Бетти Ванденбош обратила внимание аудитории на новые требования, которые предъявляют к соискателям работодатели. Быстрая цифровизация меняет ландшафт рынка труда: 40% навыков, которыми обладают работники сегодня, не будут актуальны завтра. Согласно данным, озвученным на Всемирном экономическом форуме, так называемая Четвертая индустриальная революция навсегда изменит наш подход к производству. Теперь он будет основан на интеграции информационных технологий в промышленность, автоматизации бизнес-процессов и массовом распространении искусственного интеллекта. Для преодоления технологических рубежей человечеству необходимы актуальные знания. В данном контексте двигателями прогресса выступают именно вузы, задача которых – подготовить специалистов нового типа. Всемирный экономический форум определил ключевые профессиональные сферы для рынка труда будущего: анализ данных и искусственный интеллект, инжиниринг и облачные технологии, разработка продукта, продажи, маркетинг, контент-менеджмент, а также экономика ухода, зеленая экономика и культура. В совокупности эти профессии обеспечат 6,1 млн рабочих мест в ближайшие несколько лет. Г-жа Ванденбош отметила, что большинство цифровых профессий можно освоить онлайн, из любой точки мира. Кроме того, многие из этих работ можно выполнять удаленно, что открывает возможности для трудоустройства в глобальном масштабе.

В рамках пленарной сессии поднималась проблема цифрового неравенства. Главный контент-директор Coursera рассказала, что для преодоления цифровых барьеров во время пандемии 59% европейских университетов открыли бесплатный доступ к онлайн-курсам. Высшая школа экономики также поддержала вузы во время эпидемии COVID-19: с марта по июль 2020 года организовала доступ 64 вузам России и СНГ к 174 курсам Высшей школы экономики, на которых обучались более 20 тысяч студентов. Никита Анисимов отметил, что нивелирование цифрового неравенства как одной из задач программы ООН по устойчивому развитию должно подниматься в дискуссиях на уровне государств и инициироваться экспертным сообществом университетов.


Материал подготовила Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ.