Зрительные каналы

В эпоху интенсивной цифровизации, когда социальные сети ежесекундно поставляют нам плотный контент из массы изображений, визуальная коммуникация стала главным способом межличностного общения. Как не раствориться в потоке образов и отличить видимость от настоящей ценности — объясняет новый курс Дирекции по онлайн-обучению «Визуальные исследования».

Зрительные каналы

Курс на образовательной платформе Coursera учит воспринимать и интерпретировать визуальные образы: от объектов дизайна, архитектуры, рекламы до современного и классического искусства. Его автор — Анна Суворова, кандидат искусствоведения, куратор более 50 художественных выставок  — особое внимание уделяет освоению различных классических и современных методов исследования объектов визуальной культуры и искусства. Курс включает интервью и лекции практиков и исследователей, а также кейсы для формирования навыков самостоятельного анализа.

Слушатели узнают, почему авторская анимация не сковывает персонажей привычным набором мимических жестов и выводит их за рамки «квадрата»; как выставка Сесиля Битона «Культ звезд» создала органичную структуру внутри сложного пространства Эрмитажа, и зачем портреты британской королевы были окружены занавесом из стекляруса; как водитель троллейбуса стал заметным деятелем наивного искусства и многое другое.  

Анна, почему отправной точкой вашего курса выбран парк Музеон?

Это место в центре Москвы поблизости от Новой Третьяковки — микромодель современного пространства города и той визуальной культуры, в которую мы погружены. Именно сюда с начала 90-х годов начинают свозить скульптуры советского периода: монументы тоталитарного прошлого соединились с визуальностью уже последних десятилетий. И именно здесь можно увидеть, как разные визуальные образы, языки и темы соединяются, конкурируют друг с другом. В начале курса мы с вами попробуем увидеть, как в окружающем нас пространстве соединяются визуальные стили, языки и смыслы разных эпох. Мы научимся задавать вопросы и сомневаться, видеть в, казалось бы, уже привычном несколько больше, нежели это было раньше. Самое важное, чему мы должны научиться — это умению задавать вопрос, умению настраивать свою внутреннюю оптику таким образом, чтобы видеть визуальный образ, чтобы понять, какие именно аспекты нам необходимо выявить, когда мы рассматриваем тот или иной объект. 

Давайте пройдем по аллее Музеона со скульптурами советских вождей. С одной стороны, они очень похожи.  С другой – скульптура Ленина, созданная в 1939 году пропагандистом от монументализма Сергеем Меркуровым, которого часто называют последователем ассирийского стиля, схожа с монументами правителей и божеств тысячелетней давности. Эти самые необычные, странные эффекты и сопоставления мы будем обсуждать в рамках нашего курса. 

Образы в пространстве городской среды или те, которые мы видим на экране смартфона, обладают колоссальным влиянием. Это прекрасно понимали деятели искусств прошлых эпох. Например, памятник Феликсу Дзержинскому изначально был установлен на Лубянской площади, в пространстве особого символизма, в 1958 году. Он находился напротив здания НКВД, а позже — КГБ, и именно оттуда эту скульптуру сняли 30 лет назад в ночь с 22 на 23 августа 1991 года. В то время люди, протестовавшие против ГКЧП, приняли решение, что монумент не может больше быть знаком этого места, знаком эпохи, которая уже навсегда ушла. Это прекрасный пример того, насколько визуальные образы влиятельны, как они связаны со специфическим символизмом и как важен пространственный контекст для монументальной скульптуры и контекст в целом для любого визуального образа. Сейчас это монумент, созданный по проекту скульптора Евгения Вучетича, находится в Музеоне и фактически лишен своей драматической зловещей силы. 

Какова сфера применения визуальных исследований?

 В последнее десятилетие мы часто оперируем понятием «визуальная грамотность». Конечно, нас окружают миллионы разных визуальных образов. Как мы с ними работаем, как их воспринимаем, переадресуем? Говоря о визуальных исследованиях и работе с визуальным, мы понимаем, что это широкий спектр самых разных компетенций. Он может быть связан и с некоторым определением потребности в визуальном контенте, и с пониманием специфики поиска визуальных изображений, и с оценкой визуальных образов, их эффективным использованием. И далее — с более сложными компетенциями. Такими как их интерпретация и создание.

 Если конкретизировать, то, конечно, речь идет об образах, которые, например, окружают нас в виртуальной реальности: реклама, социальные сети, сайты, по которым мы блуждаем десятки часов. Также при помощи визуальных методов исследования можно погрузиться и в более классический, привычный визуальный контент. Например, видео или произведения мировой кинематографии, изобразительное искусство, будь то шедевры Высокого Ренессанса или современные арт-практики. Но, по сути, восприятие визуального контента подстерегает нас, когда мы находимся в пространстве дома или выходим на улицу. И при помощи разных методов визуальных исследований или их комбинации можно понять специфику урбанистических решений, выявить, каким образом современная архитектура взаимодействует с исторической застройкой, или как внедряется современная арт-инсталляция в привычную городскую среду. 



Выбирая метод и оптику для исследования, важно помнить о том, что визуальные образы, какими бы эстетичными или прекрасными они ни были, не просто история про эстетику или красоту. Они рассказывают нам об идеях и идеалах, конфликтах и драмах, индивидах и обществе. Подумайте о состоянии социума и тех эффектах, которые производят визуальные объекты. Через них часто транслируются культурные практики, которые существовали в тот или иной момент жизни общества. 

Визуальные объекты выполняют большую социальную работу, определяют смыслы реальности и различные аспекты социального взаимодействия. Давайте рассмотрим известный случай социальной интерпретации произведений изобразительного искусства. Картина Эдуарда Мане, которая первоначально называлась «Купание», не была допущена жюри до экспонирования на парижском салоне. Несмотря на скандальный характер сюжета, за основу композиции художник взял классические произведения, например картину Джорджоне «Сельский концерт» или гравюру Раймонди «Суд Париса» по рисунку Рафаэля. Казалось бы: ничего скандального в этом произведении нет. Однако один из французских критиков таким образом отзывался об этой картине: «Какая-то голая уличная девка бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки». Произведение вызвало бурю негативных эмоций. В защиту Мане выступили его ближайшие друзья — писатели Бодлер и Золя. Последний, защищая художника от нападок критиков и столпов академической живописи, называл картину шедевром, на котором представлена крепко скомпонованная натура. Это произведение впоследствии будет многократно интерпретироваться другими художниками и модернизма, и актуального искусства. 

И напоследок, начиная исследование, выберите свой собственный путь в рассмотрении визуального объекта. Выясните, как именно не интерпретировали этот визуальный объект. Определитесь с необычной, специфической, а может быть, странной оптикой рассмотрения этого визуального объекта.

Подробнее о различных методах исследований — формально-стилистическом, иконографии, семиотике, психоанализе и дискурс-анализе — мы поговорим в рамках курса.



В чем специфика нашего визуального восприятия?

Безусловно, зрение — это то, на что способен наш человеческий глаз физиологически, и оно априорно. Но важно отметить, что в зависимости от исторических трансформаций и некоторых культурных особенностей зрение тоже имеет обыкновение меняться и, скорее всего, будет меняться в дальнейшем. А вот уже категория визуальности, отличная от зрения, связана со способом, посредством которого конструируется наше восприятие. То есть визуальность — это процесс восприятия, интерпретации того, что мы видим физически. И часто в том, что мы видим физически, заложено то, что сконструировано нашей культурой. 

Глядя на картину американской художницы-модернистки Джорджии О'Кифф, мы видим соединение пространства пейзажа и изображения экзотического цветка. Но чаще всего в связи со спецификой нашего восприятия, нашего культурного кода мы дешифруем это изображение как связанное с контекстом эротического. И это тоже закономерность нашей визуальности и нашей визуальной культуры.

Многие исследователи говорят о том, насколько визуальность важна для постмодерна и метамодерна. Современность окуляроцентрична. Мы все более и более взаимодействуем с полностью сконструированными визуальными переживаниями. В рамках видеолекций мы рассмотрим, почему это так и поговорим о симулякрах, или псевдовещах.

 Об авторе:

Анна Александровна Суворова

Историк искусства, доцент НИУ ВШЭ, автор и соавтор более 100 научных статей и книг о современном и советском искусстве, истории наивного и аутсайдерского искусства, методологии искусства. В период 2002–2018 гг. специалист и руководитель научных и выставочных отделов Музея современного искусства PERMM, Пермской государственной художественной галереи, Музея советского наива. Член Международного совета музеев (International Council of Museums, ICOM).

Прохождение онлайн-курса «Визуальные исследования» занимает приблизительно 27 часов. Он подходит слушателям со средним уровнем подготовки – не только студентам гуманитарных дисциплин, но и всем, кто заинтересован в дополнительном образовании в сфере теории или практики искусства. 

Материал подготовила Екатерина Зиньковская, иллюстрации — Филипп Красовский, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ.