Источник знаний: новый курс «Буддизм в Индии» на Национальной платформе открытого образования

Дирекция по онлайн-обучению представляет авторский курс Дмитрия Комиссарова – доцента Института классического Востока и античности факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, академического руководителя образовательной программы «Языки и литература Индии».

Источник знаний: новый курс «Буддизм в Индии» на Национальной платформе открытого образования

Курс «Буддизм в Индии» охватывает широкий исторический диапазон: от первой проповеди Будды в середине 1 тыс. до н. э до практически полного упадка буддизма в XIII–XIV вв. Слушатели курса узнают, чему учил «наставник богов и людей», какой сакральный смысл заключен в «Трех корзинах», и чем жил древний буддийский монастырь.


Дмитрий Алексеевич, почему в вашем курсе акцент сделан на работе именно с текстовыми источниками?

Тексты дают наиболее полную информацию о буддизме в древней и средневековой Индии. Конечно, большая удача, когда сведения, почерпнутые из текстовых памятников, могут быть подтверждены данными изобразительного искусства или археологии, но наибольший объем информации мы получаем все же из текстов. Кроме того, произведения словесности хороши тем, что они более доступны для неспециалистов – любой человек, интересующийся буддизмом, может изучить переводы канонических и околоканонических текстов и самостоятельно убедиться в истинности того, о чем в своих лекциях говорит преподаватель.

При создании видеокурса мне хотелось подойти к буддизму именно со стороны источников, создать в какой-то степени эффект погружения для слушателей, что редко можно встретить в популярных обзорных книжках – их авторы зачастую идут от общего к частному, от выводов и обобщений к конкретным примерам, нередко подменяя положения буддийского учения и факты о нем своими интерпретациями. Добиться этого «эффекта погружения» легче всего, конечно, через знакомство с буддийской литературой – и это еще одна причина, по которой акцент в курсе делается именно на текстовых источниках.

Какой язык лег в основу первых буддийских текстов?

Вопрос о конкретном языке, на котором проповедовал Будда и на котором был составлен древнейший буддийский канон (а вместе с ним – и вопрос о древнейших буддийских положениях), остается открытым. По одной из версий, древнейшим языком буддизма был магадхи, который, возможно, бытовал на территории древнего царства Магадха в середине 1 тыс. до н. э. Очень рано монахи стали переводить канон на другие языки, и древнейшим и дошедшим до нас в наиболее полном виде продуктом этого колоссального труда стал так называемый Палийский Канон (канон на языке пали), получивший распространение среди последователей буддизма Тхеравады. Согласно другой версии, первые буддийские тексты распространялись на языке пали – северо-западном диалекте индоарийских языков, который к середине 1 тыс. до н. э. сделался языком межгосударственного общения на севере полуострова Индостан. Как бы там ни было, это был не санскрит, а один из так называемых среднеиндийских языков, который, впрочем, наряду с санскритом, входит в индоевропейскую семью языков и, соответственно, является родственным европейским, а также славянским языкам.


Когда буддизм стал самостоятельной религией?

Буддизм не так уникален, как считают многие. Значительная часть представлений, которые считаются основополагающими для буддизма, очевидно, была распространена на северо-востоке Индии еще до начала проповеднической деятельности Шакьямуни. Буддизм, похоже, восходит к культуре, существовавшей параллельно с культурой ведийской и поначалу не пересекавшейся с ней. Он имеет много общего с двумя другими древними религиозными течениями – джайнизмом и буддизмом. Все эти три учения принято называть «шраманскими», по обозначению их адептов – шраманов. Расцвет шраманских учений относят к середине 1 тыс. до н. э., когда жили и проповедовали их главные учителя – Будда, Джина Махавира и Макхали Госала. Очевидно, что момент появления религии буддизм надо связывать со времени жизни Будды, однако система взглядов, которую Будда распространял, уходит своими корнями в более древние времена, о которых известно очень мало.

Отличалось ли в различных религиозных школах отношение к карме?

Все шраманские течения принимали доктрину кармы — учение, согласно которому любое деяние имеет свои последствия, и последствия эти могу проявиться в этой жизни или в жизни следующей. Но описывали они карму по-разному. Так, буддизм рассматривает карму как закон взаимосвязи причин и следствий, джайнизм – как некую тонкую материальную субстанцию, которая отягощает бытие существа, адживикизм – как действие судьбы, «нияти». Но, несмотря на эти отличия, учение о карме – это один из признаков «родства» шраманских учений.

В центре изучения буддизма обычно стоит жизнеописание Гаутамы. Как эта тема раскрывается в рамках курса?

Надо сказать, что жизнеописание Гаутамы не всегда стоит в центре изучения буддизма, и это, как я считаю, неверно. Жизнь Будды – это то, с чего необходимо начинать знакомство с буддизмом. Во-первых, своей жизнью Шакьямуни формирует идеал буддийского подвижника, который выражается как в глобальном (например, срединный путь, отказ от наслаждений с одной стороны и крайнего аскетизма – с другой), так и в деталях (одежда и предметы монаха, тонкости поведения монаха). Более того, своей историей Будда показывает, что достижение просветления возможно для обычного человека. Во-вторых, некоторые версии жизнеописания Гаутамы содержат сведения, пусть часто и легендарные, об истории древнейшей буддийской общины: первые ученики Будды положили начало монашеской общины, вскоре после смерти Будды был созван первый буддийский собор, на котором были утверждены тексты сутр и монашеского устава. И, наконец, в-третьих, сам буддийский канон, являясь словом Будды, оказывается вписанным в житие великого учителя – в канонических текстах, к примеру, почти всегда сообщается, где и при каких обстоятельствах Будда произнес ту или иную проповедь или разработал то или иное правило монашеского устава. Исходя из этих соображений я и посчитал важным положить в основу курса легенду о Шакьямуни. Отталкиваясь от нее, я рассматривал не только саму историю основателя, но и основные положения буддийского учения, методы достижения просветления, быт и традиции монахов, историю буддийской общины и т. д.


По каким уставам живет буддистское монашество?

Как я сказал, согласно преданию, Будда сам был «автором» монашеского устава. При его формировании действовал зачастую принцип «прецедентного права» – то или иное правило создавалось на основе впервые совершенных монахами тех или иных проступков. Об этих проступках рассказывается в текстах уставов. По этой причине, кстати, монашеские уставы содержат обилие повествовательного материала, который в некоторых случаях разрастается до невероятных размеров – истории, связанные с поведением монахов, часто притягивают к себе другие истории, уже не имеющие отношение к уставу.

До наших дней с разной степенью сохранности и на разных языках дошло шесть буддийских монашеских уставов, лежавших в основе шести древних буддийских школ. Все они во многом похожи друг на друга как структурой, так и содержанием. В их основе лежит список запретов (около 250 для монахов и около 350 для монахинь) и список правил монашеского общежития. Вокруг этих двух списков формируются комментарии, которые и составляют тело устава. В настоящий момент буддисты используют два, от силы – три из известных буддологам вариантов устава.

 

Запись на десятинедельный курс «Буддизм в Индии» доступна по ссылке. Для успешного освоения курса желательно знание английского языка на уровне, достаточном для чтения академических текстов.

 Материал подготовила Екатерина Зиньковская, иллюстрации – Филипп Красовский, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ