«Все чаще возникает потребность в анализе вовсе нефинансовых данных»

В сентябре на платформе Coursera стартовало обучение на новой онлайн-магистратуре НИУ ВШЭ «Master of business analytics». Ее образовательный контент близок программе обучения практико-ориентированной оффлайн-магистратуры Высшей школы экономики «Корпоративные финансы». Выпускники программы строят блестящие карьерные стратегии в бизнесе, ритейле, банковском и финансовом секторах, становятся основателями собственных стартапов.

«Все чаще возникает потребность в анализе вовсе нефинансовых данных»

Выпускники магистерской программы «Корпоративные финансы» — Сергей Балакирев, руководитель по проектам развития ПАО «Промсвязьбанк», и Георгий Пащенко, Chief financial officer EdTech-стартапа Kodland, — рассказали о преимуществах обучения на программе, трендах бизнес-анализа и объяснили, почему сегодня на простых расчетах в Excel карьеру не построить.

 Почему вы выбрали обучение именно на программе «Корпоративные финансы» НИУ ВШЭ?

Сергей Балакирев:

Выбор магистратуры для обучения был достаточно прост. У меня было несколько основных критериев: максимальная ориентация на практику — на программе преподают профессионалы корпоративных финансов и рынка с большим опытом; возможность совмещать учебу с работой — ни одна другая качественная программа не позволяет этого сегодня; бренд НИУ ВШЭ среди профессионалов и работодателей. Оглядываясь назад, я понимаю, что решение пойти на эту программу было одним из лучших в жизни.

Георгий Пащенко:

По отзывам состоявшихся профессионалов мира корпоративных финансов, данная программа дает оптимальный баланс практических и теоретических навыков. Что, вкупе с вечерним форматом, который можно совмещать с работой по специальности, дает сильный синергетический эффект. Это позволяет за два года выходить на качественно новый профессиональный уровень и придает соответствующее ускорение карьерному росту. У меня был IT-бэкграунд, и я хотел параллельно с работой в финансах закрыть пробелы в знаниях и сформировать фундаментальное понимание корпоративных финансов.

Насколько обучение на программе отвечает актуальным запросам рынка корпоративных финансов и бизнес-анализа? Какие именно треки адаптированы под эти запросы?

Сергей Балакирев:

Программа является практико-ориентированной, и среди преподавателей как раз те профессионалы, которые задают тренды в корпоративных финансах и применяют то, чему учат на практике. Больше и добавить нечего. Большая часть треков программы именно такая. Среди отдельных предметов могу выделить курсы по оценке бизнеса, финансовому моделированию, финансовой отчетности, венчурному капиталу, а также курс по сделкам слияний и поглощений.  

Георгий Пащенко:

Обучают на программе не только ведущие теоретики, но и практики из топовых в своих областях компаний. Студентам даются не только актуальные знания, но и востребованные практические навыки. Это позволяет сформировать профессионала, готового к работе на самых сложных проектах.

 Какие теоретические и практические занятия в рамках программы вы можете выделить?

 Сергей Балакирев:

Несмотря на то, что программа практико-ориентированная, она предусматривает серьезную теоретическую базу с детальным анализом научных работ по темам корпоративных финансов, макроэкономики, эконометрики. Занятия по этим направлениям «прививают» фундаментальные знания и привычку мыслить от первых принципов, что дает существенное преимущество на рынке. Отдельно хотел бы отметить формат НИС — научно-исследовательского семинара — на котором участники фактически превращаются в исследователей, вникают в то, каким образом выявляют различные тренды, факторы, специфические драйверы разных решений и их взаимосвязи. Как показала моя личная профессиональная история после программы, это полезный навык, закрепляющий видение, широкую картину мира, комплексный взгляд на все, что происходит в решениях в компании.

 Георгий Пащенко:

В первую очередь запомнились мощные теоретические курсы, посвященные стоимости бизнеса: оценка, корпоративные финансы, элементы теории стоимостного управления бизнесом. Из практических занятий выделил бы проектное финансирование. В целом большинство курсов очень сильные. И благодаря большому объему проектной работы в командах есть возможность оттачивать еще и soft skills.

 Какие глобальные тренды в сфере аналитики бизнеса вы можете выделить?

 Сергей Балакирев:

Главный глобальный тренд в финансовой и бизнес-аналитике — это применение программных инструментов помимо Excel. Сейчас зачастую требуется знание языков программирования для работы с массивами данных, с неструктурированными данными в поисках, в том числе, слабых и не лежащих на поверхности сигналов для принятия финансовых решений.

 Георгий Пащенко:

 Анализ становится более концептуальным и методологически сложным. На простых расчетах в Excel уже карьеру не построить. Требуется свободно владеть мощной теоретической базой, позволяющей строить и интерпретировать смелые и сложные модели. А также требуются технические навыки нового уровня — языки программирования, средства интерактивной визуализации данных. Аналитик будущего — смелый методолог, способный обработать колоссальное количество данных и найти в них идеи, которые позволят бизнесу повысить свою доходность.  

Какие требования предъявляются к финансистам и бизнес-аналитикам сегодня?

Сергей Балакирев:

Финансы — крайне конкурентная среда и требования соответствующие. Вы должны быть подкованы в теоретических знаниях финансов и бизнес-анализа, владеть аналитическими инструментами, иметь навыки работы с большими объемами информации и при этом уметь выделять из этой информации главное, а также ясно выражать свои мысли. При этом поле работы финансиста расширяется, поскольку все чаще возникает потребность в анализе вовсе нефинансовых данных, поиске связи между ними и финансовыми оценками, финансовыми показателями. Профессионалу необходимо искать ответы на вопросы, как включать такие данные в построение финансовых моделей.

Георгий Пащенко:

В первую очередь я рекомендую любить то, что делаешь. Постоянно совершенствоваться, узнавать новое, общаться с ведущими экспертами. Из ключевых навыков я бы выделил именно soft skills — креативность, исследовательскую смелость и любопытство. И уже во вторую весь стандартный набор hard skills: теория финансов, финансовое моделирование, средства анализа (табличные редакторы, языки программирования, BI решения). 

Как строились ваша профессиональная карьера? В каком направлении вы хотели бы развиваться?

Сергей Балакирев:

Я начал свою карьеру еще на этапе обучения в магистратуре НИУ ВШЭ. Первым моим местом работы стала компания так называемой «большой четверки», где я проходил трехмесячную стажировку в отделе аудита финансовых институтов. Далее также в процессе обучения в течение полугода работал в российской консалтинговой компании в отделе корпоративных финансов и после этого (все еще во время учебы) перешел на должность консультанта в оценке бизнеса в компанию PwC. В компании я проработал полтора года и получил бесценный опыт и навыки, которые служат мне до сих пор.  В дальнейшем я направил свою карьеру в сторону инвестиционной деятельности — 3,5 года проработал в семейном офисе одного из миллиардеров списка Forbes (Top-100), из которых 1,5 года занимался венчурным инвестированием и вырос с инвестиционного аналитика до вице-президента по инвестициям. Сейчас я также работаю в инвестициях, но уже в течение двух лет в банковской сфере — помогаю реализовывать построение экосистемы и стратегию цифровой трансформации через M&A и венчурное инвестирование: 1,5 года в Банке ВТБ (ПАО) в департаменте стратегии (управляющий директор) и в настоящее время в течение полугода в ПАО Промсвязьбанк также в стратегии на должности руководителя по проектам развития.

В дальнейшем, если я и буду менять место работы, то хотел бы продолжать развиваться в инвестициях в технологические компании.

 Георгий Пащенко:

 Еще обучаясь на четвертом курсе бакалавриата факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ, я устроился на стажировку в группу корпоративных финансов отдела инвестиций и рынков капитала КПМГ. Меня захватило с головой финансовое моделирование, где я мог полностью реализовать синергию своего технического образования и интереса к финансам. Во многом благодаря обучению в магистратуре «Корпоративные финансы» я смог вскоре после начала карьеры руководить командами на очень сложных проектах по финансовому моделированию, оценке и технико-экономическому обоснованию проектов. Параллельно с финансовыми проектами я с нуля построил отдельную цифровую команду из full-stack разработчиков и data scientists в рамках отдела инвестиций и рынков капитала КПМГ. С этой командой мы искали и применяли современные технологии для улучшения классического инвестиционного анализа. После 5,5 лет в КПМГ я перешел в EdTech компанию Kodland в качестве CFO. Меня вдохновила цель построить глобальную финансовую команду (Kodland оперирует в десятке стран и активно выходит на новые рынки) в компании, миссией которой является обучение детей цифровым навыкам, позволив им добиться всего, чего они хотят.

Каким вы видите бизнес-анализ через 10–20 лет? Будет ли востребована профессия финансиста в отдаленной перспективе?

 Сергей Балакирев:

 Повысятся требования к точности и скорости, увеличится объем информации, которую бизнес-аналитики будут учитывать для принятия решений. Финансиста без хотя бы базовых навыков программирования будет сложно себе представить. Большие данные станут не просто модным словом, а непосредственным объектом анализа, а инструменты искусственного интеллекта и машинного обучения станут базовыми инструментами бизнес-аналитиков и финансистов. 

Профессии, которые требуют экспертного суждения, творческого подхода всегда будут востребованы. Это невозможно автоматизировать. Воспитывайте в себе навыки критического мышления, мышления от первых принципов. Еще финансы, особенно на рынках венчурного капитала — это про отношения между людьми, которые тоже не поддаются оцифровке и автоматизации. Профессионалы с глубокими теоретическими знаниями, техническими навыками, критическим и в то же время креативным мышлением, способные выстраивать долгосрочные человеческие отношения, — люди будущего, которые будут востребованы и через 1000 лет.

Георгий Пащенко

Профессия финансиста будет востребована всегда, так как она про концепции и модели. Сильно изменятся технические средства реализации моделей, объем данных, качество визуализации показателей. Но специалисты, способные продумать методологию анализа, разработать модель, проинтерпретировать результат и дать глубинный совет бизнесу, будут востребованы всегда.