Экономика должна быть экологичной

Дирекция по онлайн-обучению представляет новый курс «Экономика “зеленых” инноваций: от теории к практике». Авторский курс Георгия Сафонова, директора Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ, учит запускать эко-стартапы и работать с «зелеными» финансами на ESG-рынке емкостью в десятки триллионов долларов.

Экономика должна быть экологичной

Уникальность курса на Национальной платформе открытого образования — в его практической составляющей. Слушатели не только изучают общие экологические проблемы — изменение климата, сохранение биологического разнообразия, загрязнение окружающей среды и использование природных ресурсов — но и учатся находить решения для самых сложных «зеленых» кейсов. Курс объясняет, как найти партнеров для создания эко-проектов и разработок, как заинтересовать ими инвесторов и построить успешный многомиллионный бизнес во благо планеты.

 

 «Экономика “зеленых” инноваций: от теории к практике» — это симбиоз эмпирических концепций и теоретических знаний, фактов и примеров из жизни, лайфхаки по применению приборов для оценки качества окружающей среды и информационных технологий, интервью с ведущими экспертами, необычные тесты, эко-квизы и многое другое.

Георгий Владимирович, когда влияние человека на экологию стало наиболее разрушительным?

 История отношения человека и природы исчисляется тысячами лет. С момента появления рода Homo sapiens природные богатства воспринимались как неиссякаемый источник подпитки жизненных сил. В эпоху собирательства и охоты антропогенная нагрузка на природу была невелика, люди скорее боролись за существование в сложных условиях, чем как-то влияли на окружающую среду. По мере роста численности человечества возникает локальное исчерпание ресурсов с характерными проблемами в виде перевыпаса скота и гибели пастбищ, засоления и деградации почв, возникновения рукотворных пустынь, потери водных ресурсов и, как следствие, опустошение городов — например, вымирание поселений древних майя. 

Пришедшая на смену аграрной индустриальная цивилизация и появление паровых машин потребовало энергоемких видов топлива в виде природного угля, его добыча привела к уничтожению целых экосистем. Получив высококалорийную угольную подпитку, пароходы и поезда стали драйверами промышленной революции, спровоцировали урбанизацию со стремительным ростом числа населения. В этот период меняется социальная структура общества, модели поведения и потребности городских жителей, растет потребление. Появляется феномен трансграничного загрязнения окружающей среды, когда из одного региона воздушным или водным путем экологическая проблема мигрирует в другой. 

Всем известно, что печальными результатами «прогресса» стали глобальное изменение климата вследствие увеличения антропогенных выбросов «парниковых» газов; ежегодное увеличение площади пустынь на 60 тыс. кв. км; появление ядовитых пустынь (например, осушенная часть Аральского моря со скоплением ядохимикатов); рост эрозии почв на 24 млрд тонн в год; сокращение площади лесов до 200 тыс. кв. км в год. В целом площадь естественных экосистем мира ежегодно уменьшается на 0,5–1%.

Цивилизация пришла к пониманию, что выстроенная десятилетиями индустриальная модель экономики не совместима с природой и ставит под сомнение выживание планеты.


Сегодня в мире происходит «зеленая» революция, формируются эко-ориентированные системы и экономики. А какие экологические подходы были распространены до XXI века? 

Первопроходцем «зеленой» экономики 250 лет назад стал французский философ, математик и академик Николя Кондорсе (1743–1794 гг.), который впервые использовал аргументы об экологических экстерналиях в планировании государственной политики. Знаменитый шотландский экономист и философ-этик Адам Смит (1723–1790 гг.) ввел центральное для экономики окружающей среды понятие «провалы рынка». Английский ученый, демограф и экономист Томас Мальтус (1766–1834 гг.) стал автором теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения приведет к голоду на Земле. Сегодня население планеты составляет 7,8 млрд человек, через 30 лет нас будет 9,8 млрд, а следующий век встретят более 11 млрд землян. Откуда брать ресурсы, чтобы прокормить всех? 

Расцвет экологической экономики приходится на 1950–1960-е годы, когда начали проводиться широкомасштабные научные исследования, в том числе с участием организации «Ресурсы для будущего». Семидесятые положили начало широкому распространению и развитию экономики окружающей среды, когда стало очевидно, что природные блага должны иметь четкую стоимостную оценку. В это время вышел доклад «Пределы роста» заслуженного профессора в системном управлении Массачусетского технологического института (MIT) Денниса Медоуза. Он представил пессимистичный прогноз потребления сырья и материалов и предрек экономический кризис в XXI веке в связи с их исчерпанием. 

Даже если предположить, что объем нефти, газа и металлов возрастет в пять раз, он не покроет постоянно увеличивающийся спрос вследствие роста населения и жизненных стандартов. 

В 1960–1980-е годы на национальных уровнях начали внедряться механизмы природоохранного регулирования, заключались первые межправительственные соглашения по экологическим вопросам. Вехой на пути международного сотрудничества стала Конференция по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.), где был подписан ряд экологических конвенций. Спустя десять и двадцать лет последовательно прошли две конференции, где подводились итоги и оценивался прогресс, достигнутый в результате бразильской «миссии».

 Что сегодня предлагают «зеленые» экономисты для решения экологических проблем? 

Обозначенная на бразильской конференции концепция устойчивого развития актуальна и сегодня. Гармоничное сосуществование экономики, окружающей среды и общества — задача, которую преследуют инновационные бизнесы, эко-активисты, «зеленые» экономисты и правительства. 

В 2015 году ООН обозначила 17 целей устойчивого развития: от ликвидации голода и гендерного неравенства до содействия благополучию населения всех возрастов. Среди экологических целей организации можно отметить рациональное использование водных ресурсов, обеспечение санитарии во всех уголках земли, доступ к недорогим и современным источникам энергии, сохранение рациональных моделей потребления и производства, применение срочных мер по борьбе с изменением климата, сохранение экосистемы мирового океана и суши. 

К решению этих задач прямое отношение имеет Четвертая промышленная революция, которая стала новым этапом развития мировой экономики. Если говорить о так называемом «физическом» блоке этой революции, то мы можем наблюдать беспилотный транспорт, 3D печать, передовую робототехнику, новые материалы. Когда речь заходит о цифровых инновациях, мы говорим про Интернет вещей, блокчейн-технологии, совместное использование, экономику «по требованию». В контексте биологического блока мы рассматриваем генетику, синтетическую биологию, редактирование ДНК, биоинженерию. И, наконец, устойчивое развитие в период Четвертой промышленной революции направлено на декарбонизацию экономики со снижением выбросов выхлопных газов до нуля, «зеленую» энергетику и «зеленое» финансирование, а также ESG-бизнес ( Environmental, Social, and Corporate Governance — экологическое, социальное и эффективное корпоративное управление ). Такой бизнес нацелен на формирование прозрачных, социально- и эко-ответственных корпоративных систем.

 Стала ли экономика мира в действительности более «зеленой»? 

 Безусловно! Сегодня ветровая энергетика стала дешевле угольной и газовой, во многих странах она постепенно вытесняет морально устаревшие источники энергии. Солнечная электроэнергетика за последние 10 лет подешевела на 90%. Капитализация традиционных энергокомпаний снижается: стоимость германского концерна RWE с 2008 года упала с 55 до 9 млрд евро. «Газпром» также теряет свои позиции. Нефтегазовые и угольные гиганты — Shell, Total, BP, Eni — увеличивают в портфеле долю «зеленой» энергии и отходят от ископаемого топлива. В ближайшие 10–15 лет Британия, Германия, Канада, Франция, Австрия полностью откажутся от угля. Швеция, Швейцария, Норвегия запрещают дизели и двигатели внутреннего сгорания в пользу водородных автомобилей, электромобилей. Речь идет не только о персональных автомобилях, но и о большегрузах и общественном транспорте.

В мире наблюдается тренд на дивестиции из компаний, занимающихся ископаемым топливом. Вывод средств из активов с высоким углеродным следом превысил $14 трлн. Международные финансовые организации (Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития) отказались от участия в новых нефтегазовых и угольных проектах; Норвежский пенсионный фонд (аккумулирует $1 трлн), Alliance и другие крупные страховые компании выходят из активов в отраслях ископаемого топлива.

Частные инвесторы также выбирают ESG-бизнес: индекс 400 американских ESG-компаний котируется выше промышленного индекса Доу Джонса. Биржи под угрозой делистинга требуют от предприятий информации по углеродному выбросу: акционеры больше не хотят связываться с «грязным» бизнесом.

О том, как найти общий язык с инвесторами при запуске стартапа в области «зеленой» экономики — слушатели узнают на лекциях моего курса.

Как сегодня развиваются «зеленые» инновации? 

Начиная с 2010 года число регистрируемых патентов в «зеленой» энергетике растет на 60 тыс. в год. К 2020 году их количество превысило 700 тыс. Лидерами стали разработки в области солнечной, тепловой и ветровой энергетики.

В 2019 году число рабочих мест, задействованных в «зеленой» энергетике мира, превысило 11,5 млн человек, и цифры продолжают расти. Ведущими секторами стали солнечная энергетика, биотопливо и гидроэнергетика. Лидерами среди стран-работодательниц в данной сфере стали Китай (4,4 млн чел.), США (0,7 млн чел.) и Германия (0,3 млн чел.). «Зеленый» рынок не только работает на благо экологии, но и создает перспективные рабочие места, где востребованы высококлассные специалисты. В России «зеленое» направление только разворачивается. Экспертов пока крайне мало, и потому они нарасхват. Каждый, кто решает связать профессиональное развитие с эко-инновациями и технологиями, имеет все шансы на блестящую карьеру. 

 Об авторе: 

 Сафонов Георгий Владимирович

Участник международных и российских научно-исследовательских проектов в области экономики окружающей среды и природных ресурсов с 1995 года. Автор более 80 научных и научно-популярных публикаций по актуальным вопросам экологии, климатических изменений, развития экономики и энергетики, формирования рынков квот на загрязнение, устойчивого развития, зеленых инноваций. Автор учебных пособий и образовательных курсов «Экономика окружающей среды и природных ресурсов. Вводный курс», «Рыночные методы управления окружающей средой», «Управление окружающей средой на основе методологии оценки риска», «Устойчивое развитие: новые вызовы для России и мира», «Экономика зеленых инноваций: от теории к практике», «Глобальный энергетический поворот и зеленые стратегии для бизнеса». Соавтор образовательной программы «Стратегический менеджмент в ТЭК».

 

 Интервью подготовила Екатерина Зиньковская, иллюстрации — Филипп Красовский, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ