Мягкая сила
Работник цифровой отрасли, который умеет общаться только с жестким железом и предпочитает коммуникации с коллегами бездушный код, — атавизм прошлого. В 20-е годы в симбиозе с hard skills работают мягкие (или гибкие) навыки. Только такая синергия сделает вас конкурентоспособным игроком и позволит претендовать на заветные позиции.
Программный “софт”
Онлайн-программы Высшей школы экономики построены по принципу междисциплинарного взаимодействия: будущие экономисты изучают data science, продакт-менеджеры — программирование. Выход за рамки узкой специализации не только расширяет профессиональный кругозор, но и тренирует коммуникабельность, креативность, способность быстро подстраиваться под изменения.
О командной игре hard и soft skills рассказал Сергей Рощин, проректор Высшей школы экономики, заведующий Лабораторией исследований рынка труда. По его словам, изменение технологий, бизнес-процессов, различных институциональных рамок предъявляет повышенный спрос на три вида навыков: “Во-первых, в современном мире, где активно развиваются технологии и сервисы, необходимо обладать широким диапазоном цифровых компетенций. Очень много диалогов складываются уже не по принципу “человек-машина-человек”, а “человек-машина-машина”. Сегодня мы взаимодействуем с искусственным интеллектом и результатами его аналитической работы. Нам важно не просто общаться с компьютером с точки зрения пользователя, но и владеть языками программирования, переходить к технологиям Machine Learning и работать с большими данными. Как следствие — крайне востребован второй навык: способность критически мыслить и уметь адекватно оценивать качество и достоверность информации, которую нам предоставляет компьютер. Конечно, компьютер сам мало что делает, он оперирует данными, которые в него закладывают люди. Но отсутствие критического мышления превращает человека в абсолютно зависимого от экспертизы, которую выдает широкая цифровая среда, что очевидно не всегда будет на пользу людям. Нам важно не принимать эту экспертизу как данность, а прослеживать цепочку формирования информации и критически к ней относиться. Иначе мы станем абсолютно зависимы от искусственного интеллекта и чужих, порой ошибочных, данных. И, наконец, современный мир предъявляет повышенный спрос на коммуникативные навыки. Коммуникации в различных форматах, в новых технологиях, коммуникации с точки зрения взаимодействия с различными социальными группами — крайне важны в большом виртуальном межкультурном мире. Умение понять чужую мысль и донести свою, умение прийти к некоторым согласованным решениям – это всё навыки коммуникации. Конечно, они должны опять-таки формироваться с учетом современных технологий, но речь идет не только про цифру, но и про содержание. Это в том числе и то, что называется сторителлингом и многими другими терминами, возникшими в связи с мощным развитием в сфере коммуникаций”.
Закон выживания
Международный отчет консалтинговой компании “Deloitte” за 2021 приходит к выводу: без мягких навыков своих сотрудников компании не смогут держаться на плаву. Исследование выделяет ряд качеств жизнеспособности организаций в период радикальных изменений. Согласно отчету, менеджмент компаний, которые быстрее других игроков рынка оправились от пандемического шока, заранее готовился к внештатным ситуациям: вкладывался в кадры, информационные технологии и развитие организационной устойчивости. Более 85% опрошенных руководителей, которые нашли баланс между краткосрочными и долгосрочными приоритетами, быстро адаптировались к экономическим катаклизмам прошлого года. Игроки рынка, которые недостаточно внимания уделяли грамотной приоритезации и работе на перспективу, терпели убытки: менее половины из них смогли приспособиться к работе в новых условиях. В отчете отмечается, что одной из наиболее важных стратегических инициатив организаций стала борьба с раздробленностью и усиление внутреннего взаимодействия. Это ускорило темпы принятия решений, снизило риски и повысило инновационную активность.
При этом важнейшим фактором, от которого напрямую зависит будущее организации, респонденты назвали наличие у персонала мягких навыков. Они помогают наладить контакт с коллегами и легко справляться с новыми обязанностями. “Deloitte” констатирует: сегодня 90% организаций меняют роли отдельных сотрудников и целых команд. В таких условиях от персонала требуют необычайной гибкости: на сцену выходят soft skills.
Пятерка за собеседование
Новостной портал Talentculture.com выделяет пять категорий мягких навыков, необходимых для успешного трудоустройства. Удаленная работа, которая согласно опросу сервиса “Зарплата.ру” сегодня привлекает 44% респондентов, предъявляет повышенные требования к тайм-менеджменту. Самоорганизация и умение справляться с множеством задач, когда босс не контролирует каждый ваш шаг, — ценятся превыше всего. Счастливцы, обладающие этими качествами, гораздо реже подвержены трудовым болезням нового времени: выгоранию от работы в стенах квартиры и усталости от ZOOM-конференций (WFH burnout и Zoom fatigue). Вторыми по списку следуют коммуникативные навыки: речь идет не только об умении доносить свои мысли, но и слушать собеседников, а также читать “между слов”. Кроме того, работодатели выделяют сотрудников, способных решать проблемы до того, как они вызовут настоящий кризис в компании. При этом командные игроки, готовые к принятию коллективных решений, ценятся выше одиночек, которые тянут одеяло на себя. Третьим пунктом значится эмоциональный интеллект — способность давать оценку собственным эмоциям и управлять ими при построении продуктивных отношений. EQ отвечает за умение коллег договариваться друг с другом, что напрямую влияет на производительность труда. В мире, где живое общение с сослуживцами заменил одномерный текст и цифровые портреты коллег, эмоциональный интеллект в течение долгого времени будет оставаться главным мягким навыком. Рука об руку с EQ идут эмпатия. Умение проникнуться проблемами сослуживцев и оказать им поддержку создает доверительную и комфортную рабочую атмосферу. Последний талант, который авторы материала называют основой мягких навыков, — это самосознание. Оно позволяет нам критически относится к знаниям и компетенциям, восполнять пробелы и расти в профессии. Казалось бы, во время виртуального интервью кандидату на заветную вакансию сложно продемонстрировать мягкие навыки, однако опытные рекрутеры способны выявить их даже в формате удаленной коммуникации. Например, если соискатель сообщает хедхантеру о во время выполненном тестовом задании, это говорит в пользу навыков самоуправления и общения. Упоминание заслуг бывших коллег и их роли в карьере соискателя демонстрируют эмоциональный интеллект и эмпатию. Те, кто во время собеседования не скрывают желания расти в профессии и, несмотря на сложности, стать заметными игроками рабочей команды, обладают известной долей самосознания.
Согласно опросу сервиса “Работа.ру”, 51% процент от 5000 респондентов из разных регионов России ценят в коллегах уважение к другим людям и их труду, 49% — профессионализм, 45% — готовность прийти на помощь в трудных ситуациях, 41% отмечают доброжелательность сослуживцев, 40% обратили внимание на их отзывчивость, а 39% — любят ответственных. 36% участников опроса импонирует заинтересованность коллег в качестве работы и 23% обращают внимание на пунктуальность. В графе "Другое" 5% респондентов отмечали хорошее чувство юмора коллег и взаимопонимание.
Материал подготовила Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ