Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1 каб. 211-212а
Просьба обращаться по вопросам:
Coursera: coursera@hse.ru
НПОО: openedu@hse.ru
Технические вопросы: elearn@hse.ru
Вышка Онлайн – это все проекты НИУ ВШЭ в области онлайн-образования. В основе деятельности Вышки Онлайн лежит развитие социальной ответственности университета как центра качественного образования. Команда Вышки Онлайн занимается развитием и поддержкой дистанционного преподавания, созданием онлайн-курсов как для студентов ВШЭ, так и для слушателей по всему миру, что способствует продвижению университета на глобальном рынке образовательных услуг.
Для студентов Вышка Онлайн – это университет на экране. Для преподавателей – это аудитория, в которой тысячи любознательных студентов. Для исследователей – это перспективная область для новых открытий. Для университета – это новые модели обучения и преподавания. Подробнее.
Abbakumov D., Desmet P., Van den Noortgate W.
Behavior Research Methods. 2019. Vol. 51. No. 1. P. 332-341.
Под редакцией: Е. Ю. Кулик
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2018.
Abbakumov D., Desmet P., Van den Noortgate W.
Heliyon. 2018. Vol. 4. No. 12. P. 1-15.
Под редакцией: Е. Ю. Кулик, У. Кускин
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2017.
Россия глобально опережает мировые университеты в сфере развития онлайн-обучения: по словам ректора НИУ ВШЭ, дистанционное образование для вузов —это возможность прорваться в будущее, дать более качественное образование. Для студента, вне зависимости от того, где он учится, возможности выбора становятся безграничными.
Вопросы внедрения онлайн-курсов в образовательный процесс коллеги обсудили на дискуссии под модерацией Исака Фрумина, научного руководителя Института образования ВШЭ.
Центральными темами для обсуждения стали:
— сколько и каких онлайн-курсов интегрируются в учебный процесс университета;
— как используются онлайн-курсы: вместо или одновременно с офлайн-обучением;
— каковы стимулы вузов использовать онлайн-курсы;
— какие барьеры и отрицательные стимулы существуют;
— какой формат онлайн-курсов оптимален для их использования в учебном процессе;
— какова экономическая модель использования онлайн-курсов;
— почему абсолютного перехода на онлайн-курсы так и не произошло, несмотря на то, что тенденция их увеличения продолжает расти.
Вопрос перехода высшего образования в онлайн прокомментировала Виола Ларионова, заместитель проректора Уральского федерального университета: «Мне кажется, что здесь важно целеполагание. Сейчас уже внедрение технологий онлайн-обучения не должно быть самоцелью, как только у вуза появляется другая цель — улучшение качества образовательного процесса, индивидуализация образовательных траекторий, осуществление проектной деятельности, студентоцентрированность, всё сразу встаёт на свои места».
Коллеги из Тюменского государственного и Северо-Кавказского федерального университетов подчеркнули, что полный переход образования в дистант в дальнейшем возможен при тщательной проработке эмоциональной составляющей дистанционных занятий: «Я думаю, что настоящие онлайн-курсы будущего ещё не созданы. Они должны быть не только информационно, но и эмоционально насыщены, захватывать студента. Это отдельное искусство, работа сценаристов, дизайнеров, редакторов. На мой взгляд, это как раз объясняет, почему полного перехода студентов и преподавателей в онлайн не произошло», — прокомментировала Мезенцева Оксана, исполняющий обязанности проректора по учебной работе СКФУ.
Ещё одним барьером для перехода эксперты выделили неготовность к новом формату со стороны педагогического состава. Виктория Голкина, проректор Ярославского государственного технического университета, отмечала, что и студенты, и педагоги испытывали определённый страх перед неизвестным, тем, что ждёт их на новых платформах, предоставленных другими университетами в рамках сетевых договоров.
Тем не менее, пандемия внесла коррективы в темп внедрения смешанного обучения: например, Киргизский экономический университет имени Рыскулбекова, который весной находился ещё на начальном этапе использования blended learning, уже подключил более 1000 студентов к онлайн-курсам.
Какие тренды наблюдаются в системе образования при активном использовании онлайн-курсов, в ходе обсуждения рассказала директор ВШЭ по онлайн-обучению Евгения Кулик:
«Очевиден тренд на смешанное обучение, в том числе при использовании онлайн-курсов других вузов. Хотя организовать это непросто — преподаватель, который сопровождает чужой курс, должен разобраться в концепции преподавания курса и очень тщательно продумать всю практику. Но что мы увидели по результатам летней сессии 2020: при обучении студентов на курсах других университетов вузы предпочитают оценивать студентов сами, таким образом пытаясь сохранить контроль за качеством процесса с одной стороны, а с другой — не желая рисковать внешней оценкой результатов обучения студентов. В такой ситуации очевидно, что за смешанным обучением будущее».