«Непросто, но реально»: Дмитрий Фишбейн о работе Лицея НИУ ВШЭ во время дистанта

Вместе с университетом в дистант перешёл и вышкинский Лицей. Как прошли вступительные экзамены с прокторингом, нам рассказал директор Лицея Дмитрий Фишбейн

«Непросто, но реально»: Дмитрий Фишбейн о работе Лицея НИУ ВШЭ во время дистанта

Автор: Анна Чекушина, лицеистка

– Какие сложности были при проведение вступительных экзаменов дистанционно?

У всех абитуриентов есть лимит времени на выполнение, за которое они должны выполнить задания по ряду предметов. Это непростая форма, но современные технологии позволяют реализовать дистанционно даже её. Сложность была связана с тем, что такой формат непривычен для абитуриентов. Даже несмотря на то, что дети в возрасте 15-17 лет уже хорошо компьютеризованные, ситуация оказалась нелёгкой. Когда ребята выполняли задания по иностранному языку – это было эссе, они писали его на листе А4 от руки, а потом фотографировали и должны были выполнить вроде простые действия – отправить фото себе на почту, с почты сохранить на рабочий стол и потом загрузить в систему. Очень многие столкнулись со сложностями: в каком формате грузить файл, как правильно прикрепить его в систему? Кто-то фиксировал в системе ссылку, а не сам документ. Мы поняли, что в формате дистанционных экзаменов очень важно сделать так, чтобы технические аспекты не помешали абитуриенту показать все свои знания. Ещё одна трудность связана с боязнью ребёнка, что что-то может пойти не так. Когда ты сидишь в классе вместе с другими ребятами и пишешь контрольную – это привычная и понятая ситуация, а когда один перед компьютером – уже не очень. Здесь как раз нужно сказать о системе прокторинга. У неё два варианта: синхронный – когда «с другой стороны монитора» есть конкретный человек – проктор, c которым можно взаимодействовать в чате, и асинхронный, когда такого человека нет. В силу наших количественных показателей мы использовали асинхронный прокторинг. После испытаний мы  увидели, что отсутствие возможности у ребёнка задать какой-то вопрос сказывалось негативно. Поэтому с нашей точки зрения система синхронного прокторинга более подходящая.

 – Какие плюсы вы увидели в онлайн-формате экзаменов?

Плюсы, несомненно, есть. Мы уже решили, что если в следующем учебном году Лицей уже сможет проводить вступительные экзамены очно, то часть их мы всё равно переведём в онлайн, потому что это даёт определённые преимущества. У нас достаточно много ребят приезжают из других городов, чтобы сдать испытания, сейчас же этого не требуется. Ещё мы не могли раньше реализовать очный формат собеседований, потому что у нас около 6 тысяч абитуриентов. В дистанте же мы провели в ZOOM собеседования для ребят, которые поступают на направление «Математика» с графиком 15 минут на человека. В этом смысле онлайн может усовершенствовать то, что очно реализовать сложно или невозможно. Также в рамках вступительных испытаний в Лицее есть процедура разъяснения обоснованности результатов. Например, ребята получили результаты по иностранному языку и вполне резонно хотят знать, почему им поставили такой балл, им важно поговорить с кем-то о работе, которую они написали. Раньше мы это делали в определенный день в Лицее, к нам приходила тысяча человек, родители с детьми стояли в очереди, несмотря на то что мы распределяли время. В этот раз мы провели эту процедуру дистанционно. График тоже было достаточно непростой, но по словам и ребят, и проверяющих, всё прошло гораздо более спокойно и конкретно.

– Проводилась ли в Лицее подготовительная работа с детьми и родителями?

Это очень важная и необходимая вещь. Мы проводили пробное тестирование, прямые онлайн-трансляции, где объясняли организационные и технические аспекты, готовили детальную инструкцию. Также у нас есть форум с директором на сайте Лицея, там мы закрепили посты с ответами на заранее собранные вопросы. В дальнейшем мы будем использовать ещё больше таких способов разъяснений, чтобы технические аспекты не влияли на демонстрацию знаний ребенка.

– Какая была реакция на онлайн-экзамены от родителей?

Очень тревожная. Формат новый, родители боялись, что ребёнок может с чем-то не справиться. При прокторинге записывается аудио и видео экзамена, когда мы отсматривали их, то наблюдали множество душераздирающих историй, как ребёнка отправляют на экзамен и потом встречают. В начале испытания абитуриент должен проверить оборудование и подтвердить личность, а в конце загрузить свои работы в систему. Мы решили, что ничего страшного не будет, если родители смогут присутствовать на этих этапах и оказывать помощь, но на время прохождения тестирования оставлять ребёнка одного. Это никак не влияет на честность самого экзамена и помогает снять тревожность.

– Как в Лицее отнеслись к прокторингу?

Мы не разочарованы системой. Она позволяет адекватно выстроить процесс и решить главную задачу – предоставление равного доступа на успешное поступление. Прокторинг позволяет понять, насколько самостоятельно ребёнок выполняет работу. Нечестные результаты мы аннулировали, но сразу скажу, что их было немного.  При некотором усовершенствовании прокторинг – это адекватный формат для удалённых экзаменов. Да, технические сложности возникали, но это бывает всегда. У нас был резервный день для тех, кто столкнулся с трудностями, эти ребята могли предоставить подтверждения и сдать экзамены повторно.

–  Насколько Лицей был готов к переходу в дистант?

В такой степени, в которой должны были, я думаю, не был готов никто. Стало понятно, что проведение каких-то онлайн экзаменов требует не меньшего объёма работы взрослых, чем очная форма. Значительно более организованной и детально прописанной должна быть ситуация с конкретным временем проведения экзаменов. Мы проводили их по выходным,  с нашей стороны, и со стороны Дирекции по онлайн-обучению были задействованы много сопровождающих экзамены сотрудников. Хочу поблагодарить коллег из Дирекции, потому что это была действительно самоотверженная работа, когда мы с утра до вечера отвечали на вопросы абитуриентов и родителей. Если бы мы заранее представляли, что нас ждёт, то подготовились бы лучше. Зато сейчас у нас уже есть понимание, что сделать, чтобы в следующем году экзамены прошли в спокойном режиме.

Интервью: Наталья Дудкина, Вышка Онлайн