Цифровизация позволит университетам расширить свои границы и повысить качество образования

Массовые онлайн-курсы станут еще более востребованными, так как повышают качество и доступность образования, однако традиционные формы взаимодействия преподавателя и студента они не отменят. Использование цифровых технологий в образовательном процессе позволит университетам выйти на новый уровень подготовки слушателей, отвечающий вызовам современной экономики. Обсуждение онлайн-образования на современном этапе его развития – это разговор не столько о технологических решениях, сколько об экосистемах, в которые включены студенты, университеты, корпорации, государства, технологические компании, и крайне важны его гуманитарные аспекты и смыслы. К таким выводам пришли участники международной научной конференции о настоящем и будущем онлайн-образования eSTARS 2018, которую НИУ ВШЭ и глобальная образовательная онлайн-платформа Coursera провели в Москве 5-6 декабря.

Трансформация высшего образования произошла на наших глазах в кратчайшие сроки. Слушателями массовых онлайн-курсов на глобальных образовательных платформах всего за десять лет стали около 60-70 млн человек, сообщил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Согласно прогнозам еще через 4-5 лет их станет около 200 млн. Таким образом, по количеству студентов глобальные платформы очень скоро опередят складывавшуюся веками традиционную систему высшего образования — в вузах всего мира сейчас учатся около 150 млн человек.

Участники конференции привели множество примеров, когда по своей эффективности онлайн-обучение не уступает традиционному, а зачастую превосходит его. Онлайн-курсы доступны в любое время, это возможность слушать лекции известных ученых для тех, кто живет далеко от интеллектуальных центров.

Элементы цифровизации в образовании повышают мотивацию студентов, считает ректор МФТИ Николай Кудрявцев, и этот интерес нужно использовать по максимуму.

Онлайн-курсы дают возможность индивидуализации учебного процесса с учетом поведения студента во время учебы. «Студент начал изучать курс, и мы видим, что у него возникают сложности, потому что он часто пересматривает видео, пропускает дедлайны, делает ошибки в контрольных работах, — пояснил Шраван Голи, директор по развитию Coursera. — Тогда можно предложить ему снизить темп обучения, пообщаться с преподавателем индивидуально, поучаствовать в дискуссии на форуме».

Ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский рассказал о важности анализа «цифрового следа», который студенты оставляют не только при изучении курсов, но и, например, в социальных сетях. Массивы данных о поведении разных студентов позволяют делать выводы об эффективности тех или иных методических приемов, об отдаче от работы преподавателей. Раньше преподаватели и методисты делали эти выводы на основе собственных ощущений, а теперь у них появились точные данные, благодаря которым можно улучшать качество работы.

Привычные формы работы не исчезают из университетов, отметил Эдуард Галажинский: «Когда онлайн-курсы только зарождались, мы слышали прогнозы, что они очень скоро уничтожат традиционное образование. Но теперь авторы этих прогнозов предпочитают помалкивать».

По мнению Ярослава Кузьминова, главный эффект использования цифровых технологий в университете заключается не в удешевлении процесса, а в том, что сам учебный процесс меняется и достигаются качественно новые результаты, такие, как снижение доли неуспевающих студентов благодаря индивидуализации траектории обучения, более глубокий уровень освоения базовых аналитических и профессиональных компетенций благодаря уходу от прохождения курса по касательной (что было возможно офлайн), и, наконец, рост человеческого капитала студентов, окончивших университет. Все это говорит о том, что университеты будут работать с большим КПД.

Решение о замещении традиционных курсов онлайн-курсами должны принимать университеты, когда в этом есть необходимость, считает Ярослав Кузьминов. Он убежден, что новые технологии нельзя внедрять из-под палки.

Представители российских и зарубежных университетов рассказали, как используют онлайн-курсы — и свои, и разработанные коллегами из других вузов. Есть самые разные формы — от полностью дистанционного обучения до смешанного, когда онлайн-курсы используются при необходимости. В Университете Лидса представлены практически все формы — например, абитуриентам предлагаются онлайн-курсы, знакомящие с предметами, которые им предстоит изучить, а студентам — онлайн-курсы по формированию навыков исследовательской работы и критического мышления.

В НИУ ВШЭ онлайн-курсы уже сейчас являются обязательными элементами образовательных программ. Следствием расширения использования онлайн-курсов, по мнению ректора, станет масштабирование университета и развитие нового типа преподавания –  если ранее преподаватель был окружен кафедрой, то в случае онлайн-курсов  это будут коллеги, которые поддерживают коммуникацию со слушателями онлайн-курсов, помогают преподавателям, которые работают с этими слушателями, организовывают работу на форумах и т.д.

На конференции eSTARS 2018 было представлено три трека. В рамках трека «Образование, меняющее мир» спикеры рассказали о своем видении будущего eLearning, обозначили прорывные направления и точки роста. Эксперты трека «Институциональные трансформации» обсудили актуальные стратегии, возможности и вызовы, с которыми государство, университеты и бизнес могут столкнуться в ближайшей перспективе. Дискуссии трека «Исследования и технологии» были сфокусированы на научном осмыслении феномена онлайн-образования, а также на новейших технологиях, способных изменить образовательный процесс.

Президент ассоциации университетов UNICA Лучано Сасо стал модератором секции о совместных проектах университетов. Спикеры обсудили создание стратегических альянсов, которые позволяют вузам-партнерам укрепить свои позиции на мировом рынке образовательных услуг. Эксперты рассмотрели возможные стратегии взаимодействия между университетами: включение в учебную программу онлайн-курсов других вузов, которые могут предоставить уникальный и высококачественный контент, предоставление доступа к собственным онлайн-курсам для других организаций, а также создание совместных онлайн-продуктов в сотрудничестве с другими университетами или индустриальными партнерами.

Второй день конференции в большей степени был посвящен прикладным задачам онлайн-образования. В фокусе находилась проблема анализа данных слушателей онлайн-курсов и пользователей социальных сетей. Проект по сбору данных в социальных сетях для отбора потенциальных абитуриентов представил Артём Фещенко, заведующий учебно-научной лабораторией компьютерных средств обучения в Институте дистанционного образования ТГУ. Дарья Кравченко, аналитик Центра психометрических исследований в онлайн-образовании НИУ ВШЭ поделилась опытом работы с данными студентов для последующего улучшения онлайн-курсов и их сертификации. Модератором секций о психомтерике и адаптивном обучении выступил руководитель Центра Дмитрий Аббакумов.

Проектную сессию «Возможности социальных сетей для продвижения образовательных проектов» провели представители ВКонтакте Ирина Шубина и Алсу Гарифуллина. Эксперты рассказали о полезных инструментах социальной сети на примере кейса Университета ИТМО, а также обсудили успехи и сложности взаимодействия с вузами. В течение 2019 года ВКонтакте планирует запускать и развивать новые инструменты, которые позволят авторам образовательного контента создавать и продвигать его более эффективно.

Одной из основных тем второго дня стало смешанное обучение в учебном процессе университетов и в корпоративных программах. Спикеры рассмотрели, как можно сочетать онлайн-обучение и сложившуюся модель образовательного процесса. Эксперты корпоративного обучения (ONEKO, Ростелеком, Voxy, Nodus, Нетология-групп) представили свой опыт использования технологий смешанного обучения для эффективного развития компаний.

Тренды геймификации, использования VR/AR и симуляторов в образовании обсудили эксперты из НИУ ВШЭ, ТГУ, Университета «20.35», Modum Lab,MOST Creative Camp и онлайн-платформы Coursera. Спикеры провели опрос по итогам обсуждения и пришли к выводу, что игровые методы и симуляции повышают вовлеченность в процесс обучения и обеспечивают мгновенную обратную связь, что крайне важно в условиях онлайн-обучения.

eSTARS 2018 посетило  более 500 человек из 16 стран мира, в их числе США, Великобритания, Китай, Италия, Франция, Швейцария, Хорватия,  ЮАР. В работе 21 секции конференции приняли участие более 100 спикеров, а также  ректоры и руководители 58 российских университетов, в том числе опорных университетов и вузов-участников Проекта 5-100, а также представители корпоративного сектора, руководители российских технологических компаний и другие эксперты.