«Онлайн-курс – это автомобиль, а не самокат»: Вышка Онлайн провела первый хакатон для авторов онлайн-курсов

В учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» 17–18 октября прошёл первый хакатон для авторов-онлайн-курсов MOOC Hackathon, организованный Вышкой Онлайн. Участники из Москвы и Санкт-Петербурга разрабатывали стратегии улучшения онлайн-курсов по правоведению, искусству, экологии, математике, медицине и английскому языку. Ведущие эксперты онлайн-образования прочитали для участников лекции, провели практические занятия и мастер-классы.

Во время двухдневного хакатона 11 участников из университетов Москвы и Санкт-Петербурга и ГМИИ имени А.С. Пушкина трудились над своими идеями и проектами онлайн-курсов, слушали лекции опытных экспертов и выполняли практические задания. В итоговых презентациях участники отметили, что они открыли для себя во время хакатона. Так, члены команды из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, рассказали, что по-новому посмотрели на то, что такое онлайн-курс. «Мы поняли, что онлайн-курс – это автомобиль, а не самокат», – образно отметили участники, имея в виду массу составляющих, деталей, механизмов, которые работают при подготовке и сопровождении онлайн-курса. Другим участникам было полезно узнать на хакатоне об этапах создания онлайн-курса, помимо обычных съёмок видеолекций, понять, как строятся взаимоотношения внутри команды разработчиков и как правильно работать с оценочными средствами.

Лекции и практические занятия для участников провели ведущие эксперты в онлайн-образовании. В первый день Дмитрий Аббакумов, руководитель Центра психометрических исследований в онлайн-образовании ВШЭ, докторант Университета Leuven (Бельгия), рассказал участникам о психометрическом минимуме каждого онлайн-курса: задания должны быть направлены на измерение запоминания, понимания и применения учебного материала, а количество контрольных точек должно быть достаточно для надежного вывода об уровне подготовленности студента. На практике участники разработали тесты и задания на взаимную оценку к онлайн-курсу. 

Максим Гирин, директор по развитию корпоративного сектора, «Адаптивное Обучение», провёл для участников лекцию и семинар о том, как сделать онлайн-курс адаптивным. «Раньше учеников выпускали из одинаковых школ, и они все примерно одного и того же хотели – «быть космонавтом». А сейчас ребята из очень разных школ, разной среды, с разными целями обучения. Поэтому происходит сегментация аудитории по уровню подготовки и по интересам. Адаптация обучения состоит в том, что мы должны готовить разные учебные материалы для разных слушателей, в том числе и с точки зрения их когнитивных способностей», – отметил Максим Гирин.

Анастасия Грибановская, продюсер-методист «Лекториума», во второй день хакатона рассказала участникам, какие недочёты в онлайн-курсах может вскрыть бета-тестирование, а также поделилась опытом издательства и платформы «Лекториум» на примере нескольких курсов. Занятия по педагогическому дизайну провела Евгения Кулик, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ.

В завершении хакатона команды выступили с презентациями и рассказали о слабых сторонах в своих проектах, которые они обнаружили при помощи экспертов, возможных способах улучшения онлайн-курсов, а также о том, как изменились их представления об онлайн-преподавании в целом. По итогам выступлений жюри определило победителя. Им стала команда из МГТУ им. Н.Э. Баумана, которая работала над онлайн-курсом «Актуализация знаний по математике». Курс нацелен на слабослышащих и глухих студентов 1 курса технических вузов для поднятия уровня знаний по математическому циклу дисциплин. «Мы познакомились с командой «Вышки Онлайн» совсем недавно. Нас очень впечатлил опыт коллег, и мы честно признались, что хотим учиться у них делать массовые открытые онлайн-курсы. Для нас важно было глубже понять весь процесс производства курса, включая вопросы формирования команды, выбор платформы, разработку тестов и т.д. Хакатон нам в этом очень помог», – поделились впечатлениями победители хакатона Михаил Мозговой, Евгений Прохоров, Михаил Константинов и Дмитрий Чирков, – «Мы прекрасно провели время, прокачали свой онлайн-курс, завели знакомства с коллегами из других университетов. За эти два дня, проведённых на природе, мы перезагрузились и теперь готовы с новыми силами вернуться к работе – созданию первого МООК в Бауманке».

Все участники первого MOOC Hackathon получили сертификаты, а также подарок от «Лекториума» – онлайн-курс «Современное курсостроение» и часовую консультацию от Центра психометрических исследований в онлайн-образовании НИУ ВШЭ. В качестве главного приза победители получили бесплатное участие в международной конференции eSTARS 2018, организованной НИУ ВШЭ и Coursera.