eSTARS-2017: Coursera и НИУ ВШЭ задали новый формат обсуждению онлайн-образования

10-11 октября в Москве прошла международная конференция eSTARS, организаторами которой выступили глобальная онлайн-платформа Coursera и НИУ «Высшая школа экономики». Это первый масштабный форум, посвященный онлайн-образованию, который Coursera проводит в партнерстве с российским университетом.

Ребекка Штайн, Ярослав Кузьминов, Никхил Синха, Уильям Кускин

Ребекка Штайн, Ярослав Кузьминов, Никхил Синха, Уильям Кускин

Мероприятие вызвало большой интерес у экспертного сообщества – за два дня конференцию посетило более 400 человек из 11 стран, в том числе США, Великобритании, Нидерландов, Израиля, Индии, ЮАР, Швейцарии. В 25 секциях конференции прошли оживленные дискуссии, посвященные самым разным аспектам онлайн-образования. В них приняли участие ведущие российские и зарубежные эксперты, руководители и специалисты из 56 российских вузов, представители Минобрнауки и бизнеса.

С приветственным словом к участникам конференции обратился Владимир Тимонин, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ.

«Цифровые вызовы – главный триггер образования сегодня не только в России, но и в мире, который критически влияет на образовательные институты. С недавнего времени онлайн-образование плотно вошло в повестку государственной политики в сфере образования на всех уровнях, это закреплено и перечнем приоритетных проектов, которые начали разворачиваться в конце прошлого года», – сказал Владимир Тимонин. Он подчеркнул необходимость активизирования самого профессионального сообщества с точки зрения внутренних изменений и обмена лучшими практиками, а также отметил, что процесс внедрения онлайн-технологий в традиционные образовательных институты потребует со стороны министерства определенных регулятивных шагов, которые должны максимально купировать возможные риски и убирать барьеры на пути развития онлайн-образования. В этом контексте Владимир Тимонин подчеркнул особую важность проекта «Современна цифровая образовательная среда», обсуждению которого на конференции eSTARS была посвящена отдельная секция.

В первый день конференции в пленарной сессии приняли участие ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, директор по развитию бизнеса Coursera Никхил Синха, исполнительный директор по онлайн-обучению Университета Пенсильвании Ребекка Штайн и проректор, заместитель вице-канцлера Школы стратегических инициатив университета Колорадо в Боулдере Уильям Кускин.

«В 2016 году численность студентов МOOC достигла 58 миллионов человек. Сейчас это соответствует трети студентов в мире. <…> У нашей страны есть большие возможности в росте использования онлайн-курсов», – отметил в своем выступлении ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. «Критикуя онлайн, мы обычно сравниваем онлайн-курс ведущего преподавателя с его же блестящими лекциями. Но реальность выглядит иначе. Обычно онлайн-курс для большинства слушателей – это единственная возможность соприкоснуться с выдающимся лектором или исследователем», – добавил ректор.

По словам Никхила Синхи, директора по развитию бизнеса Coursera, в настоящее время традиционное образование и онлайн-образование прекрасно сочетаются и дополняют друг друга, и в ближайшем будущем университеты и онлайн-курсы будут связывать партнерские отношения. Эксперт Coursera особо отметил опыт НИУ ВШЭ по включению онлайн-курсов в учебные планы студентов.

Мысль об интеграции онлайн- и офлайн-форм обучения в современном глобальном образовании получила развитие в ходе дальнейших дискуссий на конференции. «Онлайн-образование – это прежде всего возможность, а потом уже вызов. Возможность заключается в том, что любой вуз, где бы он ни находился, может стать источником знаний на глобальном рынке и конкурировать с вузами-лидерами, пускай и в каком-то четко очерченном сегменте, в котором у него есть компетенции мирового уровня. Это позволяет университету реализовать стратегию более узкой специализации на прорывных для себя направлениях», –  подчеркнул ректор Уральского Федерального университета Виктор Кокшаров.

Основными темами обсуждения на конференции стали тренды, стратегия и перспективы онлайн-обучения, особенности внедрения онлайн-обучения в учебный процесс вузов, технологии, форматы и новый пользовательский опыт в образовании, качество и признание МООСs, сотрудничество вузов и бизнеса для создания онлайн-курсов, аналитика и психометрика в онлайн-курсах, гуманитарное регулирование технологий, профессиональное развитие и поддержка преподавателей и многие другие.

«Конференция eSTARS важна как минимум по двум причинам. С одной стороны, она позволяет всем, кто имеет отношение к онлайн-образованию, поразмышлять над тем, что они делают, и сформулировать, в каком направлении развиваться дальше. Но на более глубоком уровне для меня эта конференция действительно международная – она создает возможности для открытого общения, ведь образование по сути своей – это о том, чтобы люди могли встретиться и поделиться знанием, и именно это происходит на данной конференции. Она продемонстрировала, что онлайн-образование может стать платформой не только для обучения в классическом его понимании, но и для того, чтобы говорить на мировом уровне о силе образования», – поделился своими впечатлениями от участия в конференции Уильям Кускин.

Конференция eSTARS стала уникальной площадкой взаимодействия, на которой представители профессионального сообщества встретились не только для обмена лучшими практиками, но прежде всего – для междисциплинарного обсуждения онлайн-образования как феномена социокультурного, философского, экономического, психологического, коммуникационного

Ссылка на сайт конференции eSTARS: https://estars.hse.ru/