• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Coursera: «Более 70% пользователей онлайн-курсов Вышки находятся за пределами России»

Делегация образовательной платформы Coursera, представленная Инессой Роман-Погоржельской — региональным менеджером Coursera, Нейтоном Хайтом — менеджером по работе с корпоративными партнерами и Александрой Урбан — специалистом по онлайн-педагогике, впервые посетила НИУ ВШЭ и встретилась с проректором университета Сергеем Рощиным, директором по онлайн-обучению Евгенией Кулик и сотрудниками дирекции по онлайн-обучению. В ходе визита стороны обсудили стратегию развития Coursera и дальнейшее сотрудничество Вышки с онлайн-платформой.

После встречи Инесса Роман-Погоржельская, региональный менеджер Coursera, рассказала о работе онлайн-платформы с российскими вузами в целом и Вышкой в частности, привела примеры самых успешных кейсов и дала несколько советов, как повысить популярность курсов.

— Каковы ваши впечатления от работы с российскими университетами и как вы можете прокомментировать ваше сотрудничество с Высшей школой экономикой?

— Во-первых, если говорить в целом о взаимодействии с российскими университетами, то мы под большим впечатлением от уровня активности этих университетов в области онлайн-образования, темпов производства контента и размещения его на Курсере. В результате такой высокой активности у нас сейчас на платформе 131 онлайн-курс от российских университетов. Год назад их было 44, то есть это число выросло почти в три раза.

Если говорить о ВШЭ, это, безусловно, наш ведущий партнер в России, один из первых партнеров. Это университет с наибольшим количеством курсов среди российских вузов. Сейчас у Вышки 53 активных курса, 3 специализации (специализация — это набор курсов с практическим элементом, объединенных в последовательность), при этом специализации и курсы есть и на русском, и на английском. Рейтинги этих курсов очень хорошие, средний рейтинг — 4,6 из 5. Это очень хороший результат. Также я знаю, что Вышка использует онлайн-курсы в очном обучении и предлагает студентам включать их в учебные планы. Это тоже очень прогрессивно. И в целом, мне кажется, очень важно в деятельности Вышки то, что она продвигает тему инновационного образования, онлайн-образования в России в целом, делится лучшими практиками, создает сообщества вокруг этой темы.

Еще у Вышки хочется отметить готовность экспериментировать и гибкость. Потому что Курсера, как и технологии в целом, часто проходит какие-то этапы изменений, эволюцию, и университеты не всегда быстро реагируют это, не всегда открыты. Но Вышка как раз тот партнер, который всегда с нами сотрудничает в области новшеств. И еще хочется отметить интересный опыт Вышки, — сотрудничество с иностранными вузами, например, сотрудничество с Университетом Сан-Диего (UCSD). У Вышки есть совместная специализация по алгоритмам с этим университетом, и она очень успешна. Соответственно, в результате у Вышки очень хорошие результаты на Курсере: очень большой охват и сейчас, как вы знаете, она приближается к миллиону регистраций на Курсере. Даже среди глобальных партнеров это — выдающийся результат.

Еще очень важно для наших учащихся — это возможность найти курсы на разные темы. То есть мы видим большой интерес к практикоориентированным темам и темам, которые полезны в карьере, но также мы видим большую аудиторию, которая берет онлайн-курсы просто для общего развития. Вышка своими курсами охватывает и ту, и другую аудиторию. Для тех, кого больше интересует профессиональное развитие, есть такие курсы, например, как «финансовые рынки, институты» или специализация по алгоритмам. Для тех, кто хочет просто узнать что-то новое, есть курсы по философии. Также у Вышки есть курсы по фундаментальным дисциплинам, курсы по математике, экономике.

— Насколько популярны курсы российских вузов на Курсере и можете ли вы привести примеры успешных кейсов?

— По последним данным, только 40% аудитории курсов, которые размещаются российскими университетами на Курсере, находятся в России. Большая часть аудитории этих курсов находится в других странах. Понятно, что в основном это ближайшие соседи — страны СНГ, но тем не менее. Для Вышки я посмотрела аналогичные данные — более 70% пользователей в 2016 году находились за пределами России.

Конечно, мы понимаем,  что если делать курс на русском языке, то он в основном охватит аудиторию в России и СНГ и в странах, где много русскоязычного населения — в Штатах, Германии. Если курс на английском, то уже больше шансов охватить страны, такие как Индия или США.

У Вышки есть очень популярный курс Василия Ключарева по нейронауке на английском. Это хороший пример того, как аудитория может быть очень международной. Здесь мы видим наибольший процент слушателей из США, Индии, России, Мексики, Великобритании, Бразилии и Китая, т.е. полный набор.

— Как российские университеты могут улучшить своё присутствие на Курсере, чтобы стать еще более популярными?

— То, что на поверхности, — это создание курсов на английском языке, потому что русскоязычный сегмент на Курсере — 3-4% всех учащихся. Для того чтобы сделать курсы более популярными — это касается и русскоязычных, и англоязычных — важно, чтобы курсы были практикоориентированными и чтобы их темы соотносились с тем, что сейчас востребовано на рынке труда. Мы видим, что ядро нашей аудитории, — это люди уже с высшим образованием, работающие, и часто у них есть потребность добрать каких-то навыков, которым их не учили, когда они получали образование. В основном это навыки в области технологий, компьютерных наук, в области науки о данных, в области бизнеса, то есть это те области, которые больше всего развиваются. Вот потребности этой аудитории нужно иметь в виду.

Также очень важно все-таки адаптировать курс в принципе под онлайн-формат. Что это значит? Это значит, что видео, например, должны быть относительно короткими, в идеале от 4 до 7 минут. Чтобы нагрузка в течение недели была меньше чем 5 часов. Чтобы у учащихся была возможность получить мгновенный фидбэк, чтобы была возможность практиковаться. И чтобы были очень четкие цели обучения, очень четкие выхлопы от него. Чтобы в идеале учащийся смог сделать какой-то проект, такой артефакт в конце обучения, который он сможет потом представить своему работодателю или потенциальному работодателю. Следование этим рекомендациям поможет русским университетам и другим тоже быть успешными в онлайн-пространстве.

— А как вы видите будущее сотрудничество с российскими университетами, и в каких направлениях оно может развиваться?

— Безусловно, мы надеемся на дальнейшее расширение сотрудничества с российскими университетами. Первое, куда я бы рекомендовала развиваться — это как раз в сторону создания карьероориентированных курсов. На это есть большой запрос. И если взять наш русскоязычный каталог, то очень многие темы еще вообще не покрыты. Второе, на что мы видим большой спрос, это специализации. Сейчас есть несколько таких специализаций от российских вузов, нам хотелось бы увеличить их количество. Я вижу большое будущее в сотрудничестве с индустрией, когда университет находит партнера в лице какой-то хорошей компании и вместе с этим партнером создает курсы. Мне кажется, это помогает сделать курсы, опять же, более заточенными на реальную, профессиональную задачу.