Требования и рекомендации по самостоятельной разработке и созданию онлайн-курсов

Требования и рекомендации по самостоятельной разработке и созданию онлайн-курсов устанавливают минимальные требования к содержанию и техническим параметрам контента в самостоятельно создаваемых онлайн-курсах, которые могут быть размещены в информационных системах НИУ ВШЭ для внутреннего использования.

Под онлайн-курсом понимается целостный аудиовизуальный образовательный продукт, обязательными элементами которого являются видеолекции по каждой теме курса, различные формы контроля по каждой теме курса, форум или другой элемент обратной связи, итоговый тест, литература к курсу.

В зависимости от потенциального количества учащихся онлайн-курсы могут быть массовыми (MOOC) или приватными (SPOC).

Онлайн-курсы могут реализовываться

  1. полностью онлайн, когда все элементы курса, в том числе все формы контроля, реализуются асинхронно и дистанционно;
  2. в blended-формате, когда некоторые или все элементы онлайн-курса дополняются синхронными дистанционными или очными образовательными мероприятиями.

Размещение создаваемых видеофрагментов онлайн-курсов на внешних платформах возможно только при указании на полный курс и условия его реализации.

Для создания онлайн-курсов для внешних платформ следует обратиться в Дирекцию по онлайн обучению.

Памятка для перевода дисциплин в онлайн-формат

Для создания видеоконтента профессионального качества для внутреннего использования все преподаватели НИУ ВШЭ могут воспользоваться сервисом OneButton.

  • Шаг  1:  ОПИСАНИЕ ОНЛАЙН-КУРСА

    Размещенный на внутренней онлайн-платформе онлайн-курс обязательно должен иметь следующие элементы описания: аннотация и структура курса, содержание курса с планируемыми результатами обучения, применяемые формы контроля и формулы оценивания, сведения об авторах курса, описание литературы и ссылка на дополнительные материалы.

    Аннотация и структура курса

    Общий объем аннотации не должен превышать 3 тыс. знаков с пробелами.

    В аннотации курса должны быть отражены:

    • цели освоения курса;
    • место курса в структуре образовательной программы (если реализуется полностью онлайн) или в структуре дисциплины (если реализуется в blended-формате); если курс является состовной частью другого образовательного продукта (например, курс майнора), следует указать эту принадлежность;
    • пререквизиты (если требуются);
    • продолжительность курса и средняя загруженность в неделю;
    • авторы курса с указанием личных страниц на портале.
    Содержание курса и планируемые результаты обучения

    В этом разделе необходимо кратко описать содержание каждой темы курса с указанием планируемых результатов обучения. Результаты обучения рекомендуется описывать в таксономии Блума (знать-уметь-владеть) с указанием на конкретные видеофрагменты или задания курса. Если содержание видеофрагментов курса полностью соответствует описанным в программе учебной дисциплины темам, допускается размещение ссылки на программу учебной дисциплины.

    Формы контроля

    Должны быть перечислены все обязательные формы контроля с описанием критериев оценивания и примерами задач. Должна быть представлена формула расчета промежуточной и итоговой оценки по онлайн-курсу. Необходимо указать, если какой-то из элементов контроля является блокирующим.

    Материально-технические условия реализации курса

    Список специального аппаратного и программного обеспечения, требующегося для прохождения курса, и условия его получения.

    Литература и дополнительные материалы к курсу

    В данном разделе указывается литература для самостоятельного изучения и дополнительные материалы по курсу.

  • Шаг  2:  МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОНЛАЙН-КУРСУ

    Применяемые в массовых и приватных онлайн-курсах образовательные технологии должны обеспечивать возможность достижения результатов обучения независимо от места нахождения студентов.

    В силу малого количества слушателей в приватных онлайн-курсах возможна организация синхронных мероприятий: вебинаров, онлайн-консультации, презентаций проектов и т.д. 

    Применяемые в массовых онлайн-курсах методы и средства обучения должны допускать рост количества слушателей без существенного роста трудоемкости сопровождения и без прямого участия в работе со студентами авторов программы. Таким образом, в массовых онлайн-курсах не должны применяться синхронные образовательные технологии.

    При планировании содержания следует четко разделять обязательные и дополнительные элементы онлайн-курса, поскольку это способствует сокращению нагрузки на слушателя при сохранении планируемых результатов обучения.

    Курсы, реализующиеся полностью онлайн, должны содержать все материалы, необходимые для выполнения всех форм контроля и достижения всех запланированных результатов обучения.

    Студенты могут участвовать в процессе формирования нового контента курса.

  • Шаг  3:  ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОБЩИЕ ПАРАМЕТРЫ КОНТЕНТА

    Видео-контент курса отражает темы, которые описаны в содержании курса. Каждой теме курса может быть посвящено от 60 до 90 минут видео. Каждое видео, посвященное одной теме, необходимо разбивать на короткие логически завершенные видеофрагменты длиной от 7 до 12 минут. Такая разбивка позволит обеспечить высокий уровень восприятия изложенного материала. 

    Презентация

    Необходимо распределить контент так, чтобы одной лекции соответствовала одна презентация. Первый слайд презентации должен содержать в себе только название лекции, второй слайд – только название фрагмента (части).

    Каждый последующий отдельно взятый фрагмент лекции внутри единой презентации должен начинаться со слайда, содержащим в себе только название самого фрагмента

    Рекомендуемое количество слайдов – не менее 60 для одной часовой лекции, т.е. один слайд должен присутствовать в кадре без изменений около 1 мин.

    Основные форматы, которые автор может производить в домашних условиях:

    • скринкаст в сопровождении автора — демонстрация работы того или иного приложения, программного обеспечения, содержания и работы веб-ресурсов
    • презентации в сопровождении автора — демонстрация заранее заготовленных слайдов презентации в сопровождении пояснений автора.

    Для презентаций необходимо создавать слайды таким образом, чтобы материалы занимали всё пространство слайда. Рекомендуем воспользоваться шаблоном дизайна презентации Power Point — “Экран 16:9”. Размер шрифта для заголовка должен быть 32 пт жирный, для текстовых блоков 24 пт. Ссылки на иллюстрации и прочие заимствованные материалы можно указывать серым цветом размером шрифта 11 пт. Шрифт, который рекомендуем использовать – Myriad Pro.

    Содержание слайда должно быть сгруппировано таким образом, чтобы автор не перекрывал его элементы. Для этого на слайде рекомендовано оставлять место для преподавателя.

    Видеоматериалы
    • Контейнер: mp4
    • Кодек: H.264
    • Разрешение: не ниже 1280х720
    • Соотношение сторон: 16:9
    • Площадь экрана должна быть заполнена полностью, при этом должен быть небольшой отступ от краев
    • Рекомендованный размер шрифта — 24 кегль
    Рекомендации

    OBS Studio — наиболее удобная программа для захвата и записи вашего экрана на компьютере. Рекомендуем воспользоваться ею для записи видеоматериалов в домашних условиях. Для работы с программой понадобится ноутбук с веб-камерой или стационарный компьютер с веб-камерой.

    Инструкция 

    Минимальные требования к видео:

    • Разрешение:1920х1080 или выше.
    • Поток видео для разрешений 1280х720, 1920х1080:
      битрейт в диапазоне  1 – 6 Мбит/с.
    • Кадров в секунду: 25 к/с.

    Минимальные требования к аудио:

    • Кодек: AAC, AC3, OGG, mp3.
    • Каналы: 2 (стерео).
    • Частота дискретизации: 48 кГц.
    • Звуковой поток: CBR не ниже 192 кбит/с, VBR в диапазоне 160-320 кбит/с.
    Качественные характеристики видео
    • Шрифт рекомендуется использовать без засечек (например Myriad Pro).
    • Не рекомендуется использовать более 2 шрифтов на курс.
    • Буллиты должны быть одинаковые на протяжении всего курса.
    • Абсолютно белый фон, плашки и обводки для текста использовать не рекомендуется.
    • Для повышения читабельности рекомендуется использовать контрастные сочетания цветов текста и фона.
    • Не рекомендуется использовать более 3 цветов шрифта на курс.
    • Не рекомендуется использовать контрастные цвета шрифта внутри одного предложения абзаца, таблицы.
    • Если внутри курса требуется применение цвета фона таблиц, то не рекомендуется использовать контрастные цвета относительно основного фона, достаточно небольшого полутона в светлую или темную сторону, допускается прозрачность заливки.
    • Толщина рамок, линий таблиц, стрелок, должна соответствовать толщине линии шрифта.
    • В рамках курса желательно использовать фотографический, рисованный, анимированный материал в едином стиле, цветовом решении, с одинаковыми рамками, тенями.
    • Рекомендуется использовать пиктограммы и инфографику, не нарушая при заимствовании прав третьих лиц.
    • Для обеспечения естественного ощущения просмотра рекомендуется снимать материал одним дублем.
    • При съемках не рекомендуется использование контрастных, пестрых элементов одежды и макияжа.
    • При видеосъемках преподавателя не рекомендуется применение клетчатых элементов одежды и одежды в полоску.
  • Шаг  4:  ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

    Общие требования к формированию системы оценки результатов обучения в НИУ ВШЭ определяются “Положением об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

    Система оценивания

    В онлайн-курс должны быть включены формы контроля, обеспечивающие оценку всех планируемых в онлайн-курсе результатов обучения, ー каждая тема курса должна завершаться той или иной формой контроля, реализованной на онлайн-платформе или в системе, интегрированной с ней. Для каждой формы контроля должны быть определены критерии оценивания, шкалы и процедуры оценивания. Все формы контроля массовых онлайн-курсов должны быть либо полностью автоматическими, либо автоматизированными с применением методов самооценки или взаимного оценивания.

    Должен быть определен алгоритм расчета промежуточной и итоговой оценки по курсу.

    Для повышения валидности оценки результатов обучения, в том числе для снижения риска запоминания студентами заданий, рекомендуется использовать промежуток между попытками (например, вторая попытка сдачи теста по итогам темы не ранее чем через 24 часа; вторая попытка сдачи итогового теста не ранее чем через 7 дней).

    Итоговая оценка по курсу дополнительно может включать в себя баллы за относительные достижения среди остальных обучающихся (например, вхождение в 10% лучших обучающихся по курсу или по отдельному заданию), баллы за активность на форумах, за регулярность и т.п.

    Типы задач и методы оценки результатов обучения

    Типы задач определяются возможностью онлайн-платформы или интегрированных с ней сервисов. Вопросы интеграции c выбранными сторонними сервисами должны быть решены ранее начала преподавания дисциплины.

    Рекомендуемое количество заданий тестового типа после завершения каждой темы курса ー до 15 заданий с временем прохождения до 30 минут.

    Рекомендуемое количество заданий тестового типа для итогового экзамена в случае его проведения в форме тестирования ー до 30 заданий с временем прохождения до 1 часа.

    Рекомендуется создавать от 2 до 3 вариантов итогового теста для возможности пересдачи.