Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1 каб. 211-212а
Просьба обращаться по вопросам:
Coursera: coursera@hse.ru
НПОО: openedu@hse.ru
Технические вопросы: elearn@hse.ru
Адаптивное обучение – это обучение, ход которого оперативно, непрерывно подстраивается к индивидуальным особенностям студентов. Наше исследование представляет собой обзор литературы, который включает в себя краткий анализ истории развития, основных современных подходов и методов реализации, образовательного потенциала адаптивных платформ и направлений будущего развития адаптивного обучения. Обзор литературы позволил описать и проанализировать основные этапы развития обучения: от программируемого к адаптивному. Его результаты направлены на то, чтобы помочь исследователям и разработчикам получить общее и всестороннее представление об адаптивном обучении и тенденциях его развития.
Статья посвящена анализу развития мультимедийного проекта «Россия – моя история» на примере реконструкции флагманского исторического парка в Москве, произошедшей в 2018 г. Исследование основано на сравнении способов медиатизации исторического нарратива до и после реконструкции выставочного павильона, проведенном при помощи теоретических подходов Х. Уайта, М. Маклюэна и С. Холла. Перемены, произошедшие в экспозициях, не только обозначили начало нового этапа существования выставок проекта, но и наглядно отразили механизмы взаимодействия институционального и символического уровней исторической политики в современной России.
В эпоху больших данных растет интерес в том числе и к большим данным в гуманитарных сферах (на- пример, в рамках цифровой гуманитаристики). В России существует Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации, где собирается информация об экспонатах из коллекций российских му- зеев. В настоящее время описано более 16 млн экспонатов. Многие поля в базе заполнены на естествен- ном языке, например, «XIX век» в качестве даты создания предмета, что делает практически невозможным анализ данных. Инструменты автоматической обработки языка (например, извлечение именованных сущ- ностей) позволяют унифицировать данные и привести их в удобный для анализа вид. В работе показано, как можно обрабатывать информацию о дате создания, месте создания, авторах и техниках. В качестве иллюстрации того, как можно использовать нормализованные данные, приводится некоторая аналитика по странам и периодам в разных категориях экспонатов, что позволяет увидеть известные закономерности.
Цифровые методы всё шире используются в гуманитарных науках и оправдывают свою растущую популярность. Если раньше на поиск информации среди архивных карточек уходило огромное количество времени и сил, то сейчас, благодаря цифровизации, задачи исследователей облегчены, что позволяет больше сосредоточиться на работе с материалом. В статье описывается, как сотрудники научно-учебной лаборатории теоретической и полевой фольклористики систематизируют и хранят полевые материалы из экспедиций, благодаря электронному фольклорному архиву.
***
5–6 декабря 2018 г. Национальный исследовательский университет«Высшая школа экономики» совместно с глобальной онлайн-платформойCoursera проводят в Москве международную конференцию eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2018, посвященную вопросам научно-го изучения особенностей внедрения онлайн-курсов в образовательный процесс, взаимодействия онлайн-курсов и образовательной среды, проб-лемам качества оценки образовательных результатов в онлайн-курсах,изучению особенностей внедрения инновационных технологий в высшее образование.
В первый день конференции пройдет обсуждение роли универси-тетов в развитии человеческого капитала для цифровой экономики. Будут представлены позиции руководителей ведущих вузов, ведомств, представи-телей образовательных платформ и бизнеса. Второй день будет посвящен прикладным исследованиям eLearning в широком его понимании — как социального, экономического, психологического и философского явления.
Данная работа посвящена анализу МООК на примере МООК НИУ ВШЭ на платформе Coursera. Предполагается, что поведение пользователя на МООК зависит от ряда факторов, таких как название курса, язык, тематическая область и др. Таким образом, в данной статье предпринимается попытка проанализировать МООК и спрогнозировать прибыльность того или иного онлайн-курса с определенными заданными параметрами, что позволит заранее определить параметры для создания МООК, востребованного аудиторией.
Представлены результаты исследования валидности заданий на взаимное оценивание, применяемых в массовых открытых онлайн-курсах, в рамках двух психометрических теорий: классической и современной. С применением классической теории были получены данные о конвергентной валидности задания на взаимное оценивание, о низком уровне его критериальной валидности и рассогласованности в оценках экспертов. С помощью современной теории тестирования удалось выявить эффекты строгости и снисходительности экспертов, установлено, что эксперты в целом являются снисходительными к студентам и склонны завышать баллы. На основе полученных данных обсуждаются достоинства и недостатки использованных психометрических теорий, а также возможности их комбинирования.
Статья направлена на анализ работы Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда» в ключе социологии эмоций. Проблема социальной солидарности является фундаментальной проблемы социологии как науки. Существует мнение, что проблему социальной солидарности невозможно решить без учета эмоций. Одним из основополагающих трудов, посвященных проблеме социальной солидарности, является работа Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда», в которой он рассмотрел и охарактеризовал типы социальной солидарности. Но в современной науке наблюдается меньшее внимание к данной работе, по сравнению с трудом «Элементарные формы религиозной жизни». Это оставляет пробелы в изучении истоков социологии эмоций и роли эмоций в поддержании социальной солидарности. Идеи, освещенные Дюркгеймом, сегодня имеют переосмысление и отражение в работах современных социологов эмоций. В работе показано, что современные авторы в своих рассуждениях опираются на идеи Дюркгейма. Работа имеет целью определить предпосылки социологии эмоций в работе Дюркгейма «О разделении общественного труда», проследить, как Дюркгейм определял социальную природу эмоций, их роль в описании типов социальной солидарности, какие эмоции участвуют в создании социальных связей с позиции Дюркгейма. Используя размышления Дюркгейма о роли эмоций в поддержании социальной солидарности, мы можем определить предпосылки решения проблемы социального порядка.
Можно сделать вывод, что в концепции Дюркгейма, вместе со сменой типа солидарности меняется и роль эмоций в воспроизводстве социальной солидарности. Механическая солидарность основана на общности идей, чувств, индивидуальное полностью поглощается коллективным. Преступления вызывают негативные эмоции: гнев, месть и стыд, которые являются средствами защиты. А симпатия присутствует только в институтах семьи и брака. В противопоставление, органическая солидарность основана на разделении общественного труда, коллективное сменяется индивидуальным. Вместе со сменой типа солидарности, в ее воспроизводство встраивается больше позитивных эмоций: альтруизм, симпатия, выходящая за пределы семьи и дружбы и появляющаяся в трудовых отношениях, счастье. Важным в концепции Дюркгейма является то, что в процессе воспроизводства социальной солидарности важен не вид конкретных эмоций, а их общность, коллективность. С потерей коллективного характера эмоций разрушается и социальная солидарность. По результату проделанной работы можно сделать вывод, что положения, разработанные классиком, могут быть актуальными и для современного нам общества и могут быть основаниями для дальнейшей разработки решения проблемы социальной солидарности в области социологии эмоций.
It’s common knowledge that today’s education is becoming more open and easily accessible; consequently, it is not limited by the boundaries of countries and regions. Moreover, online communication allows the educational processes to transpire irrespective of the territorial boundaries: not only the number of students is growing, but also their cultural identities are becoming more diverse. Nowadays are facing new problems caused by different world views, specific types of educational discourse, various information processing strategies etc. This book describes the prerequisites for development in the area of crosscultural didactics. This approach is based on research studies of differences between mentalities, ways of working with educational information, culturally-specific teaching methods and teaching techniques that determine differentiated approaches to the choice of multimedia technologies in education system. Cross-cultural multimedia didactics may be viewed as a combination of cultural, psychological and pedagogical aspects, of culture specific pedagogical discourse, unique features of ergonomic design of educational resources, cognitive and pragmatic features and specific methods and forms of teaching and, therefore, is set to become one of the most important trends in contemporary education system.
This book will be of interest not only to professional, who work in modern cross-cultural education environment, but also to a wide range of readers interested in cross-cultural communication.
10-11 октября 2017 года Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" совместно с глобальной платформой онлайн обучения Coursera проводят в Москве международную конференцию eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2017, посвящённую научно-практическим аспектам онлайн-образования. eSTARSummint 2017 привлекает исследоватетелей и практиков из университетов и бизнес-сообществ с целью развития онлайн-обучения.
Данная статья посвящена изучению проблемы дизайна информационно-образовательной среды и процесса преподавания в поликультурных аудиториях в условиях информационного общества. Рассматриваются разные образовательные модели и составляющие их элементы, а также предлагаются способы выстраивания образовательного процесса с учетом специфичных национальных особенностей всех членов образовательной аудитории.
В настоящее время российское косплей-сообщество насчитывает десятки тысяч участников по всей стране, а само слово широко используется в медиа. Несмотря на эту известность, косплей остается фанатской практикой или тем, что Генри Дженкинс называет практикой соучастия. В это культуре (или культурах) фанаты занимаются не просто поглощением контента, но активно интерпретируют его и создают собственный. В этой статье предпринимается попытка восстановить историю русского косплея – его развития и восприятия за пределами фандомного сообщества. Пользуясь материалами СМИ, напрямую не связанных с популярной культурой, мы получаем возможность проанализировать, как косплей воспринимается за пределами косплей-сообщества, а также в каких контекстах употребляется слово «косплей». В итоге мы попытаемся ответить на вопрос, стигматизированно ли российское косплей-сообщество, как и другие относящиеся к культуре соучастия практики.
Современном обществе преподавателям часто приходится сталкиваться с поликультурной студенческой аудиторией как в традиционном учебном процессе, так и в процессе онлайн-обучения. Культура каждой страны так или иначе отражается на образовательном процессе и во многом обусловливает его. Это, в свою очередь, влечет специфичность учебного контента, целей, ценностей и задач образования, методов обучения, педагогического дискурса, специфики выстраивания образовательной траектории и т.д. Многие педагоги в качестве основной проблемы в данном контексте, помимо когнитивной, коммуникативной и психолого-педагогической специфики, выделяют проблему конструктивного трансфера знаний в поликультурной учебной среде.
В данной работе мы делимся предположением о выделении критериев для возможности построения культурно-когнитивной модели коммуникации со студентами с целью оптимизации учебного процесса в поликультурной среде. Критерии, по которым должен строиться дизайн поликультурной образовательной среды новой формации, способной обеспечивать конструктивный трансфер знаний, представляются следующим образом: коммуникационный критерий (изменение традиционных форм коммуникации в системе «преподаватель-студент»), методический (появление культурно-адаптивных методов работы с учебной информацией), контентный (дифференциация и возможная неоднородность учебного контента в образовательном процессе) и информационный (разработка и использование образовательных ресурсов, учитывающих культурную специфику восприятия и работы с информацией).
В статье описывается опыт создания, апробации и анализа лексико-грамматического распределительного теста по РКИ на портале «Образование на русском». Цель исследования – измерить валидность распределительного теста, созданного в соответствии с требованиями к уровням владения РКИ А1–В2, применив методы психометрического анализа. В статье оцениваются такие параметры, как трудность, размерность, надежность измерения и индекс разделения. Исследование позволило выявить задания, в которых трудность, присвоенная экспертами в РКИ, не совпадает с психометрической трудностью, и интерпретировать это несоответствие. В результате предлагаются способы повышения валидности теста.