Психометрические исследования

Как измерить эффективность онлайн-обучения? Как добиться того, чтобы онлайн-курсы пользовались таким же доверием у студентов и преподавателей, как и занятия в аудиториях? Как повысить валидность онлайн-экзаменов?

Этими и многими другими вопросами занимается Центр вычислительных наук об образовании. Он был открыт в Дирекции по онлайн-обучению в 2019 году, и стал первым в России институтом, исследующим проблемы психометрики в онлайн-обучении.

Специалисты Центра ставят перед собой задачи по статистическим, психометрическим измерениям онлайн-курсов, по разработке новых инструментов аналитики, по взаимодействию с преподавателями – авторами курсов, чтобы вместе с ними делать онлайн-курсы более понятными и эффективными для слушателей.

Среди разработок Центра – автоматизированный сервис психометрической аналитики, созданный по заказу Министерства образования и науки в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среды». В автоматическом режиме он анализирует показатели по 4 блокам: доступность контента, подготовленность студентов, их взаимодействие с контентом, а также анализ оценочных средств. При помощи этого сервиса авторы могут получить не только обратную связь от слушателей онлайн-курса, но и рекомендации по его улучшению.

Исследователи также создали психометрическую модель, которая помогает идентифицировать слушателей онлайн-курсов, использующих нечестные стратегии, например, угадывание ответов в тестах.

Кроме реализации прикладных задач в онлайн-образовании, специалисты Центра развивают психометрику как научное направление и представляют результаты исследований на российском и международном уровне. Руководитель Центра Дмитрий Аббакумов стал первым исследователем, который представил российскую психометрическую науку на международной конференции Психометрического общества в 2018 году в Колумбийском университете (Нью-Йорк, США).