О курсе
В рамках первого модуля курса мы пройдем путь от русского романтизма, во многом повторившего немецкий, через русский реализм к эпохе русского модернизма. При этом мы не предлагаем классический курс литературоведения или культурологии. Мы попытаемся увидеть движение русской интеллектуальной мысли в фарватере главной темы — рождения и гибели русской интеллигенции, вернее сказать — русского гуманитария. Мостиком между классической мыслью и новаторской, между историей и современностью по-прежнему являются фигуры Толстого и Достоевского — двух великих религиозных реформаторов.
В рамках второго модуля курса мы обсудим, каким образом из эстетических и философских программ романтизма, а также из русской мысли XIX века возникли развернувшиеся в интеллектуальной культуре Серебряного века дискуссии о «новом религиозном сознании». В начале раздела мы разберем общие методологические проблемы изучения дискуссий о «новом религиозном сознании» в контексте интеллектуальной истории, философии религии и теории секуляризации. В основной части блока мы проанализируем, каким образом формулировка «новое религиозное сознание» была введена Д. С. Мережковским и как различные интеллектуалы участвовали в «борьбе за именование», стремясь определить, что же такое это «новое религиозное сознание» и критикуя своих оппонентов.
Цели курса
01
Понимание закономерностей русской интеллектуальной истории в переломных точках ее развития
02
Умение выявлять и сопоставлять исторические и современные процессы по формированию национального самосознания через понимание ключевых философско-религиозных и художественных текстов изучаемого периода
03
Развитие аналитической способности целостного видения борьбы и взаимодействия различных идей в дореволюционный период развития
Вы научитесь
2. Поэтапно сопоставлять закономерности развития интеллектуальной истории, используя современные методы контекстуального анализа
3. Видеть целостную картину русской культуры как борьбы и взаимодействия различных идей и интеллектуальных тенденций
Программа обучения
Тема 1. Становление русской интеллигенции: рождение гуманитария
Тема 2. Российская Академия: проблемы взаимодействия власти и интеллигенции
Тема 3. XIX век. Чаадаев о национальном самосознании: от диалогов с верховной властью к общественным дискуссиям и бинарному сознанию
Тема 4. Общественно-политические споры 40-х годов в контексте коллизий русского романтизма и реализма
Тема 5. Русская матрица гоголевского мира: от истории к современности
Тема 6. Критика как «Движущаяся эстетика»: от В. Г. Белинского до Н. Г. Чернышевского
Тема 7. Что такое «русская идея» Ф. М. Достоевского
Тема 8. Л. Н. Толстой: разрушитель и создатель интеллектуальных миров
Тема 9. «Новое религиозное сознание» в истории русской мысли: методология исследования и философская актуальность
Тема 10. Истоки «нового религиозного сознания»: немецкий романтизм и его место в диалектике секуляризации
Тема 11. Идеи и эстетика немецкого романтизма в России: миф и символ в поэзии Ф. И. Тютчева
Тема 12. Истоки «нового религиозного сознания»: личная постановка религиозного вопроса и ожидание новой эпохи
Тема 13. «Новое религиозное сознание»: синтез христианства и язычества в философии Д. С. Мережковского
Тема 14. «Новое религиозное сознание»: стратегии типологизации и практики употребления понятия
Тема 15. Участие В. В. Розанова в дискуссиях о «новом религиозном сознании»
Тема 16.Развитие идей «нового религиозного сознания» в философии Н. А. Бердяева
Преподаватель
Павлов Илья Ильич
Школа философии и культурологии: Доцент
Документ об окончании
После успешного освоения материалов курса выдается сертификат установленного НИУ ВШЭ образца
Формат обучения
Лекции
Онлайн
Семинары
Онлайн
Промежуточный контроль
1. Работа на семинарах, посвященных разбору заданных на дом текстов
2. Исследовательский проект (на выбор: либо защищается в устном формате с презентацией, либо сдается в письменном виде)
Итоговый контроль
Экзамен (устный опрос)
Стоимость и условия
8 тыс. ₽
Полный доступ к материалам курса + сертификат
Бесплатно
Только лекции