Лингвистика в задачах

Предлагая слушателям самим решать несложные лингвистические задачи, мы представим нелингвистам основные понятия науки о языке. Будут рассмотрены ключевые разделы лингвистики (фонетика, морфология, синтаксис, семантика), а также некоторые более частные вопросы (системы числительных, письменность). Кроме того, мы поговорим о языковом разнообразии мира и о родстве языков, сравнивая русский язык с близко родственными ему славянскими языками. Решение самодостаточных лингвистических задач является одним из наиболее эффективных способов приобщения людей к лингвистике

  • Общеуниверситетский факультатив на платформе "Онлайн-образование в НИУ ВШЭ"
  • 18 января 2022 года по вторникам с 18:10 до 21:00
  • 20 недель (5 кредитов)
  • Лекции: 76 часов; самостоятельная работа: 114 часов
  • В онлайн-формате
  • Сертификат

О курсе

Один из наиболее эффективных способов получения знаний о лингвистике и о языках мира — это решение самодостаточных лингвистических задач, то есть задач, не требующих специальных знаний и допускающих решение путём логического анализа материала. Вот пример небольшой лингвистической задачи: Даны числительные языка башкарик (Пакистан): 12 – dūodaš, 21 – akobīš, 54 – čorodašodūbīš, 79 – ak kam čorbīš Напишите на этом языке: 24, 39, 49. Если разделить слова на части и проанализировать их, становится понятно, как устроена система счёта в языке башкарик и чем она отличается от привычных нам систем числительных: во-первых, её основанием является число 20; во-вторых, в ней важную роль играет вычитание. Таким образом, человек, решая эту задачу, получает представление о том, как могут быть устроены числительные в языках мира; к полученному новому знанию при необходимости даётся комментарий преподавателя, освещающий проблему более глубоко

Цели курса


01

Знакомство с языковым разнообразием мира


02

Развитие системного подхода к родному и иностранным языкам


03

Развитие навыков логического анализа больших данных

Вы научитесь

1. Логически анализировать материал неизвестных языков и знаковых систем

2. Обнаруживать интересные закономерности в родном языке

3. Воспринимать язык как эволюционирующую систему, а не как набор нормативных предписаний

4. Опознавать различные языки мира по письменностям и по лингвистическим особенностям

Программа обучения

Тема 1. Фонетика и фонология

Тема 2. Системы письма

Тема 3. Морфология

Тема 4. Синтаксис

Тема 5. Семантика

Тема 6. Системы числительных в языках мира

Тема 7. Нестандартные варианты русского языка: диалекты, детская речь и т. д

Тема 8. Славянские языки в сравнении с русским языком

Тема 9. Искусственные знаковые системы (азбука Морзе, шрифт Брайля и др.) и их лингвистические свойства

Тема 10. Прочие аспекты языкознания




Преподаватели

Сотрудники - Пиперски Александр Чедович — Национальный исследовательский  университет «Высшая школа экономики»

Пиперски Александр Чедович

Старший преподаватель: Факультет гуманитарных наук / Школа филологических наук
Научный сотрудник: Факультет гуманитарных наук / Школа филологических наук / Научно-учебная лаборатория лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик

Сомин Антон Александрович

Научный сотрудник: Факультет гуманитарных наук / Школа филологических наук / Научно-учебная лаборатория лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик

Для кого

Для школьных учителей русского языка, иностранного языка и математики, которые занимаются подготовкой школьников к олимпиадам по лингвистике

Для всех кому интересна лингвистика 

 

Документ об окончании

После успешного освоения материалов курса выдается сертификат установленного НИУ ВШЭ образца

 

 

Формат обучения


Лекции

Трансляции в Zoom; работа студентов на специально разработанной платформе


Консультации 

По электронной почте, в чате Телеграма и в социальной сети ВКонтакте


Итоговый контроль

Решение лингвистических задач на специально разработанной платформе


Стоимость и условия


8 тыс. ₽

Полный доступ к материалам курса + сертификат

Подробнее: публичная оферта

 


Бесплатно

Только лекции