О курсе
Один из наиболее увлекательных способов получения знаний о лингвистике и о языках мира — это решение самодостаточных лингвистических задач, то есть задач, не требующих специальных знаний и допускающих решение путём логического анализа материала. Вот пример небольшой лингвистической задачи: Даны числительные языка башкарик (Пакистан): 12 – dūodaš, 21 – akobīš, 54 – čorodašodūbīš, 79 – ak kam čorbīš Напишите на этом языке: 24, 39, 49. Если разделить слова на части и проанализировать их, становится понятно, как устроена система счёта в языке башкарик и чем она отличается от привычных нам систем числительных: во-первых, её основанием является число 20; во-вторых, в ней важную роль играет вычитание. Таким образом, человек, решая эту задачу, получает представление о том, как могут быть устроены числительные в языках мира. Каждое занятие состоит из вводной мини-лекции, посвящённой рассматриваемой области лингвистики (1/4 занятия), и самостоятельного решения лингвистических задач на соответствующую тему с индивидуальной проверкой ответов (3/4 занятия). За каждой задачей следует подробный разбор методики решения, а также комментарий преподавателя о показанных в задаче особенностях того или иного языка. Часть задач остаются в качестве факультативного домашнего задания, что даёт слушателям курса возможность решать задачи с комфортной для себя скоростью.
Цели курса
01
Знакомство с языковым разнообразием мира
02
Развитие системного подхода к родному и иностранным языкам
03
Получение интеллектуального удовольствия от поиска неочевидных закономерностей и постижения структуры незнакомых языков, а также от охоты за озарениями, приводящими к самостоятельно сделанным лингвистическим открытиям
Вы научитесь
1. Логически анализировать материал неизвестных языков и знаковых систем
2. Обнаруживать интересные закономерности в родном языке
3. Воспринимать язык как эволюционирующую систему, а не как набор нормативных предписаний
4. Опознавать различные языки мира по письменностям и по лингвистическим особенностям
Программа обучения
Тема 1. Введение Лингвистика как наука. Устройство самодостаточных лингвистических задач и методы их решения
Тема 2. Морфология
Тема 3. Семантика
Тема 4. Искусственные знаковые системы и их лингвистические свойства
Тема 5. Фонетика и фонология
Тема 6. Системы письма
Тема 7. Синтаксис
Тема 8. Системы числительных
Тема 9. Системы родства и антропонимика
Тема 10. Родственные языки
Тема 11. Искусственные языки
Тема 12. Стихи в языках мира
Тема 13. Компьютерная лингвистика Компьютерное представление естественного языка
Тема 14. Русский язык и его варианты
Тема 15. Лингвистическая антропология
Преподаватели
Научный сотрудник: Факультет гуманитарных наук / Школа филологических наук / Научно-учебная лаборатория лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик
Для кого
Для всех, кому интересна лингвистика и языки мира или просто нравится интеллектуальный досуг
Для школьных учителей русского языка, иностранного языка и математики, которые занимаются подготовкой школьников к олимпиадам по лингвистике
Для преподавателей лингвистических дисциплин в вузах, желающих дополнить свои семинарские занятия заданиями на самостоятельный анализ особенностей языков мир
Документ об окончании
После успешного освоения материалов курса выдается сертификат установленного НИУ ВШЭ образца
Формат обучения
Лекции
Онлайн
Промежуточный контроль
На протяжении курса слушатели решают лингвистические задачи в ходе занятия и дома. Каждая задача даёт до 20 баллов. Накопленные баллы суммируются и в конце курса переводятся в десятибалльную систему в соотношении 150 баллов за задачи = 1 балл десятибалльной системы. Помимо этого, можно получить 1 дополнительный балл, решив задачи на экзамене
Итоговый контроль
Экзамен (решение несколько более сложных лингвистических задач) позволяет добрать баллы, если не удалось набрать нужное количество в течение курса
Стоимость и условия
8 тыс. ₽
Полный доступ к материалам курса + сертификат
Бесплатно
Только лекции