Программа обучения
Тема 1. Введение. Первобытная культура
Что такое культура? Применимо ли понятие прогресса к этой сфере? Критерии научно-технического прогресса и искусства. Проблема происхождения религии и различные концепции, ее объясняющие. Виды примитивных верований. Гипотезы о происхождении искусства. Первобытное искусство и гипотезы о его происхождении и предназначении. Живопись пещеры Альтамира. Уровень ремесла в доисторическую эпоху. Мегалитические культовые сооружения. Стоунхендж.
Тема 2. Чем мы обязаны шумерам, аккадцам и вавилонянам, а также египтянам?
Шумер: сложение типологии зиккурата. Шумеро-аккадская клинопись. Эпос о Гильгамеше и его роль в русской культуре Серебряного века (В.К. Шилейко, А.А. Ахматова). Правовая культура древнего Переднего Востока. Законы Хаммурапи (стелла из Лувра). Хозяйственное право Нововавилонского Царства. Архитектура Нововавилонского царства 7-6 вв. (Ворота Иштар). Наследие Древнего Шумера в античной и современной культуре и науке. Складывание канона древнеегипетского изобразительного искусства. Мастаба и генезис пирамиды. Погребальный комплекс в Гизэ. Новое Царство. Реформы Эхнатона: неудачная попытка введения единобожия. Искусство Амарны: слом иконографического канона египетского искусства (портреты семьи Эхнатона). Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Открытие Древнего Египта европейской культуре: роль Наполеоновской кампании. Бельцони, Шампольон, Картер.
Тема 3. Крито-Микенская цивилизация: великолепная загадка
Архаический период греческой культуры. Крито-Микенская цивилизация (комплекс в Микенах, царские гробницы, Тиринф). Кносский и Фестский дворец. Фестский диск. Эпос: Гомер, Гесиод. Архитектура: понятие ордера, три ордера: дорический, ионический, коринфский. Древнегреческая философия и ее влияние на искусство. Древнегреческая скульптура. Геометрический стиль. Архаика в скульптуре. Статуи куросов и кор.
Тема 4. Классическая Греция: «Греческое чудо», или чего можно достичь с помощью демократии
Акрополь и его основные сооружения. Святилище Зевса в Олимпии. Храм Посейдона на мысе Сунион. Афинская демократия и город Афины как античный полис. Литература классического периода: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан.
Тема 5. Эллинизм: как «примиритель вселенной» Александр заставил всех «испить из одной и той же чаши»
Завоевания Александра Македонского и эпоха эллинизма: распространение греческой культуры и ее синтез с восточной. Взаимодействие с местными традициями. Пергамский алтарь. Строительство Александрии. Новая Аттическая комедия: Менандр. «Массовая» культура эллинистической эпохи. Традиционный греческий уклад жизни: семья, устройство дома. Образ Древней Греции в европейской культуре Нового времени.
Тема 6. Республиканский Рим и его идеалы: как государство стало божеством
Основы римской культуры: поклонение общине и государству. Этика республиканского Рима. Республиканский римский портрет и его особенности Приоритет гражданских ценностей и служения «общему делу», res publica. Завоевание Греции и эллинизация римской культуры. Как Греция «победителей диких пленила». Римские города и их устройство. Город Рим и его основные памятники. Плавт, Теренций.
Тема 7. Императорский Рим. Памятники, лица, судьбы
Императорский портрет: политическая риторика и культурные аллюзии. Течения позднеантичной философии и их влияние на культуру императорского Рима. «Золотой век» Римской поэзии: Вергилий, Гораций, Овидий. Римские философы-стоики: Сенека, Марк Аврелий. Начало кризиса Империи (портрет эпохи Антонинов и т.д.). Традиционный римский уклад жизни: семья, устройство города, дома, распорядок дня. Раскопки Помпей, Геркуланума и Стабий и их значение как источника по повседневной жизни римлян. Римская цивилизация и ее долговременное влияние на европейскую культуру. Рим и имперская символика в исторической перспективе.
Тема 8. Иудаизм: как народ Библии пытался «навязать» себя Античности, а стал истоком христианства
Иудаизм: библейская основа. Религия и культура древних иудеев. Ветхий Завет, его состав и ее структура. Этический монотеизм: книга пророка Исайи, книга Иова. Первый и Второй Храм. Поэзия и литература Ветхого Завета: Песнь Песней, Притчи Соломоновы, Екклезиаст, Книга пророка Даниила. Разрушение Храма и его последствия для еврейской культуры. Септуагинта: перевод Библии на греческий язык.
Тема 9. Раннее Христианство: в подполье Римской империи и на службе у государства
Новый Завет и его место в Библии. Новозаветная этика и различия по отношению к древнеиудейской. Состав и структура Нового Завета. Во что верили ранние христиане? Формирование Новозаветного канона. Вопрос об историзме евангельских событий. «Письмо Диогнету». Противоречия с иудеями и римским государством. Гонения на ранних христиан: феномен христианского мученичества («свидетельство»). Легализация христианства при Константине Великом: сближение Церкви и государства. Отсутствие запрета на фигуративные изображения и его последствия для христианской культуры. Искусство катакомб. Языческая реакция: Юлиан Отступник. Синтез христианской догматики и позднеантичной философии.
Тема 10. Византия и ареал её культурного влияния: Римская империя на Востоке
Ранняя Византия – продолжение Римской империи. Мозаики Равенны. Юстиниан Великий, его законодательство, богословские и культурные инициативы. Святая София Константинопольская. Сложение идеального образа византийского искусства и его влияние на культуру православных стран. Понятие иконы, священного образа, на Востоке и Западе христианского мира. Константинопольский университет. Великая Схизма и Разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 г.: вехи разрыва Востока и Запада христианского мира.
Тема 11. «Темные века» и латинское Средневековья: что же такое Феодализм?
«Темные века». Варварские вторжения, христианизация варварских народов. Мавзолей Теодориха в Равенне. «Варварское» искусство: «Звериный» стиль, кельтская орнаментика. Специфика христианских центров раннесредневековой Ирландии: «Книга аббатства Келс». Как средневековые люди представляли себе пространство и время? Двор Карла Великого: стремление к восстановлению империи и интернациональный кружок интеллектуалов. Использование имперской римской символики в разные эпохи. Каролингская архитектура: Ахенская капелла и собор как крепость. Переход от каролингской к романской архитектуре. Средневековая картина мира. Собор как образ вселенной. Зарождение готической архитектуры во Франции в к. 12 в. Великие соборы Парижа, Шартра, Реймса. Искусство витража. Пламенеющая готика. Крестовые походы. Святой Грааль. Поэзия трубадуров, миннезингеров, вагантов. Рыцарские романы. Литературные примеры: Кто же такой был средневековый рыцарь? От варвара-завоевателя («Беовульф») к христианскому воину, верному своей феодальной клятве («Песнь о Роланде») и, наконец, к благородному и галантному сэру Ланселоту («Смерть Артура» Томаса Мэллори).
Тема 12. Северное Возрождение
Появление понятия «частной жизни». Искусство для частного пользования: «Супруги Арнольфини» Яна ван Эйка. «Северное Возрождение»: образ итальянского Ренессанса в искусстве Северной Европы. Поэзия повседневности и красота в малом. Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг. Альбрехт Дюрер. «Осень Средневековья». Культура при дворе герцогов Бургундских. Братья Лимбурги и «Великолепный часослов герцога Беррийского».
Тема 13. Культура Ренессанса: обновление культуры через постижение Античности
«Божественная комедия» Данте: средневековая картина мира и ренессансные характеры. Интерес к классическим языкам в литературе, проникновение новых веяний в искусство. Гуманизм. Литература эпохи Возрождения. «Кентерберийские рассказы», «Декамерон» (Антонелло да Мессина, галерея портретов- типажей из «Декамерона»). Раннее Возрождение: Дуччо (Сиена), Симоне Мартини, Джотто. Паоло Учелло. Раннее Возрождение во Флоренции: деятельность семьи Медичи. Флоренция как поле невиданного художественного эксперимента. Открытие перспективы. Филиппо Брунеллески. Донателло. Мазаччо. Боттичелли. Фра Беато Анджелико. Бенвенуто Челлини, его творчество и мемуары. Альберти. Марсилио Фичино. Местные художественные школы. Литературные примеры: «Божественная Комедия» Данте, «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера, «Декамерон» Бокаччо.
Тема 14. Высокое Возрождение
Гармония и её распад. Культурное доминирование Рима и Венеции. Эпоха титанов: Леонардо, Рафаэль, Микеланджело. Сикстинская капелла. Маньеризм. Венецианская школа живописи: Карпаччо, Джованни Беллини, Джорджоне, Тициан, Тинторетто. Французский Ренессанс. Итальянские войны и их культурные последствия для Франции: «экспорт» Ренессанса. Леонардо Да Винчи во Франции, замки Луары, маньеризм эпохи последних Валуа.
Тема 15. Высокое Возрождение
16 век: большой перелом в европейской истории. Век титанов. Реформация. Начало 16 в.: переломный момент европейской цивилизации. Век титанов культуры. Эсхатологические ожидания: «Апокалипсис» Дюрера. Реформация: с чем спорил Мартин Лютер и был ли он доволен тем, что получилось? Отношение реформации к искусству. Портретное искусство Лукаса Кранаха Старшего: лица Реформации. Реформация в Англии: чего хотел добиться Генрих VIII. Искусство Ганса Гольбейна Младшего. Монархи XVI в.: великие и ужасные. Томас Мор и его «Утопия». Макиавелли и его «Государь». Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль». Монтень, «Опыты». Сервантес «Дон Кихот». Шекспир и «ренессансный реализм». Реформация и ее долговременные последствия для европейской культуры. Протестантская этика. Литературные примеры: Дон Кихот – последний из рыцарей. Шекспир: почему Ромео и Джульетте так мало лет?
Тема 16. 17 в.: как получилось, что для искусства придумали правила, а оно не стало их слушаться
Тридентский собор и последствия его решений. Барокко: постренессанская концепция мира. Искусство барокко на службе Контрреформации. Караваджо и его влияние на искусство 17 в. Возникновение Академии. Основные черты академического искусства. Возникновение иерархии жанров в академическом искусстве. 17 столетие – «Век живописи». Рубенс, Веласкес, Де Латур, Рембрандт, Вермеер. Феномен голландского искусства 17 в. и его связь с экономическим расцветом региона и возникновением характерного индивидуализма человека Нового времени. Абсолютизм и его отражение в искусстве. Барочный классицизм эпохи Людовика XIV, его связь с итальянским барокко и отличие от него. Драматургия 17 в. и ее континуитет по отношению к позднеантичной драматургии (Расин и Корнель, Кальдерон, Мольер). Мильтон («Потерянный рай»). Литературные примеры: «Жизнь есть сон» Кальдерона Де Ла Барки как образец барочной драматургии. «Принцесса Клевская»: победа долга над чувством. А так ли это неправильно? «Мещанин во дворянстве» Мольера: а нужно ли буржуа рваться в дворяне?
Тема 17. Просвещение и Рококо: как из «Энциклопедии» получилась Французская Революция
Антуан Ватто: человек, который придумал рококо. Культура рококо: культ изящества, комфорта и частной жизни. Ф. Буше, Фрагонар. Уильям Хогарт, его ирония и представление об изяществе: «Модный брак». Французская Энциклопедия: как Дидро и Д‘Аламбер. Просвещение. Монтескье («О духе законов»), Вольтер, Дидро, Руссо. Литература 18 в.: аббат Прево. Даниэль Дефо. Джонатан Свифт и его критика идеологии Просвещения. «Женитьба Фигаро» Литературные примеры: «Манон Леско»: наказанные, но милые грешники. «Опасные связи»: что происходит с благородным рыцарем, если ему не с кем воевать. «Женитьба Фигаро»: плотина вот-вот прорвётся. «Девяносто третий год» Виктора Гюго.
Тема 18. Просвещение и Рококо: как из «Энциклопедии» получилась Французская Революция
Конец Старого Режима и эпоха Наполеона: того ли добилась Революция? Влияние идеологии просвещения на идеологию и политические практики Французской Революции. Роберт Бернс («народная поэзия», протореализм). Псевдоантичная риторика. Жан-Луи Давид: от гражданского пафоса к прославлению диктатора. Наполеоновские завоевания и ампир – искусство империи и военного триумфа, обращенное к наследию римской античности. Миф о Наполеоне и его влияние на культуру. Литературные примеры: «Страдания молодого Вертера»: пылкая любовь (даже не разделённая) как смысл жизни. «Отец Горио» Бальзака: деньги как новый главный проклятый вопрос европейской культуры.
Тема 19. Русская культура после реформ Петра Великого и до середины 19 в.
Просветительская и культуртрегерская деятельность Петра Великого и её последствия для русской культуры. Нарышкинское барокко. А было ли Елизаветинское искусство барочным? Феномен русского рококо. Растрелли. Феномен строительства пригородных дворцов. Русская поэзия в 18 веке: опыты по созданию русского поэтического языка. Сумароков, Тредиаковский, Ломоносов. Китайский дворец в Ораниенбауме, дворец Бирона в Рундале. Феномен карнавала в культуре 18 в. Появление Академии наук, Академии художеств, Московского университета. Появление русского академического искусства. Золотой век русской поэзии. Основные вехи эволюции русской живописи в 19 в. и их соответствие всеобщей истории искусства.
Тема 20. Романтизм как главная тема европейской культуры первой половины 19 в.
Превращение молодого героя Наполеона Бонапарта в тирана: разочарование в идеологии Просвещения и Революции. Князь Андрей Болконский как выразитель настроений образованной европейской молодежи Сентиментализм и романтизм как реакция на культ Разума в XVIII в. М. Карамзин, «Бедная Лиза». Романтизм: обращение человека к миру сильных страстей/ Гете, «Фауст»,«Страдания юного Вертера». Романтическая литература (Д. Г. Байрон, П. Шелли, Э. Бронте, Навалис, М. Лермонтов). Промышленная революция и ее влияние на формирование романтизма. Английский романтизм и особая роль пейзажа: неприхотливая красота родной природы у Констебля и видения Тернера. Интерес к глубинам человеческой души и безумию: Ф. Гойя и его фантасмагории; Т. Жерико и его портреты сумасшедших. Э. Делакруа и его «Резня на Хиосе» и «Свобода на баррикадах». Вражда Энгра с Делакруа, «Салон романтической битвы». Параллельный Романтизму Неоклассицизм XIX в.: Энгр, неоклассицистическая школа скульптуры (Канова, Торвальдсен). Разочарование в Директории и Империи: тяга к национальному прошлому, поиск в нем выдающихся героев и драматических ситуаций. Произведения В. Скотта, Ф. Шиллера, В. Гюго. Архитектура интернациональной неоготики.
Тема 21. Начало модернизма в европейской культуре
Кризис традиционного академического художественного языка и сюжетики. Барбизонская школа. Коро, Милле, Курбе. Импрессионизм как пролог к искусству Новейшего времени: отказ от традиционного академического сюжета, акцент на художественной задаче как основной цели. 70-е гг. XIX в.: Париж, альтернативные художественные салоны, расцвет импрессионизма. Э. Мане, О. Ренуар, К. Моне, Э. Дега, Г. Кайбот. «Проклятые поэты» (Бодлер, Верлен, Рембо). Ш. Бодлер: поэт и художественный критик. Реалистическая литература: Диккенс, Стендаль, Бальзак, Флобер. Три «протестных» движения в европейском искусстве второй половине 19 в.: прерафаэлизм, импрессионизм, передвижничество. Сходство и различие.
Тема 22. На пути к Авангарду
90-е гг. XIX в.: постимпрессионизм. П. Гоген, В. Ван Гог, А. де Тулуз- Лотрек. Бальзак, Золя. Творчество Сезанна: поворотный момент в истории живописи. Понятие декаданса. Символизм в живописи и поэзии: поиск скрытого смысла вещей, сложная система художественных иносказаний (М. Метерлинк, А. Блок, А. Белый, О. Редон, М. Врубель). Явление пассеизма: ностальгия по культуре прошлого как движущая сила крупного интернационального художественного движения. Пассеистические группы художников в XIX в.: попытка возрождения искусства старых мастеров. Назорейцы (Овербек, Корнелиус). Прерафаэлиты (Д. Г. Россетти, Д. Милле, Х. Хант, Эдвард Берн Джонс, Уильям Моррис и др.). Эстетическая концепция Дж. Рескина. Национал-романтизм (Киплинг, Сенкевич). Музыка Вагнера и ее роль в европейской культуре. «Мир искусства» в России (А.Бенуа, К.Сомов, Л.Бакст). Эстетизм и модерн. Классическая русская литература. Пушкин, поздний Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов, Бунин. Искусство и литература «Серебряного века».
Тема 23. 20 в.
Авангард и смена эпох: «Великая война» (1МВ) и конец «долгого» 19 в. Наступление XX в.: путь последовательного отказа от сюжета, традиционной формы, а затем и самого жизнеподобия в искусстве. Сецессион. Формирование в Париже и Мюнхене сложного комплекса художественных явлений, получившего условное название «Авангард». Выставки первых лет века: открытие и посмертная слава Сезанна и Гогена. Кубизм: путь к разъятию жизнеподобной формы (П. Пикассо, Ф. Леже, Брак). Фовизм Персоналии: (А. Матисс, А. Дерен, Руо, К. Ван Донген). Начало абстракции и крайних форм отказа от жизнеподобия. Футуризм: Мондриан, Де Кирико, Боччони. Супрематизм: Малевич. Довоенная Германия. Мюнхен – второй важнейший художественный центр довоенной Европы. Рождение экспрессионизма: В.Кандинский, Марк, А. Макке, А. Явленский, П. Клее. Дадаизм. Супрематизм: К. Малевич, Марсель Дюшан. Сложный контекст австронемецкой культуры военной эпохи: Фрейд, Музиль, Ницше, Кафка, Чапек, Гашек. Появление искусства интерпретации. Марк Шагал. Конструктивизм в архитектуре. Баухаус. Веймарская республика и попытка архитектурной революции.
Тема 24. Межвоенный и послевоенный период
Канун Второй мировой войны. Искусство Третьего Рейха (концепт «дегенеративного искусства»). «Сталинский ампир». Социалистический реализм. Музыка Шостаковича. Тоталитарное искусство в 20 в.: художественное оформление радикальных идеологий. Общее и особенное. Искусство как орудие в политической борьбе. Межвоенный период: параллели искусства новых идеологий 20 в. Советское искусство сталинского времени. Искусство фашистской Италии и Нацистской Германии. «Большой стиль» Голливуда.
Тема 25. Послевоенный мир: экономическое процветание и рождение нового поколения протеста
Послевоенное искусство Запада: поп-арт. Феномен послевоенного кинематографа: неореализм в Италии, «Новая волна» во Франции. Феллини, Антониони, Бертолуччи, Пазолини. Послевоенное «общество потребления», его основные противоречия. Молодежные движения поколения «бэби-бума», феномен интернациональной популярности культуры «фэнтези». Феномен популярности Дж. Р. Р. Толкиена и его влияние на европейскую культуру во второй половине 20 в. «Молодежная революция» 60-х годов: протест послевоенного поколения против «общества потребления». Поп-арт. Интернациональная хиппи-культура и мировая популярность англоязычной рок-культуры. Молодежные движения 60-х, их идеология и художественное самовыражение. Философия экзистенциализма.