Как работать с автоматизированным сервисом
В этом разделе на реальном примере мы описываем логику того, как можно модернизировать онлайн-курс на основании аналитики, проведенной с помощью автоматизированного психометрического сервиса.
Представьте себя автором курса. Перед Вами аналитический отчёт, состоящий из 4 блоков. В первом блоке представлен анализ трудности контента онлайн-курса. Во втором блоке — анализ прироста подготовленности студентов по курсу. В третьем блоке — анализ взаимодействия студентов с контентом. В четвертом блоке — анализ оценочных средств.
1. Анализ доступности контента
В первую очередь мы смотрим на блок «Анализ доступности контента» и параметры, которые изображены на графике «Доступность контента» (стр. 1). Общий параметр трудности в курсе «Маркетинг» составляет 0,79 — доступность курса оптимальная.
Далее нужно обратить внимание на параметры трудности тем в курсе на графике «Трудность освоения контента». Все темы доступны для студентов, так как все параметры находятся в диапазоне выше 0,4 (стр. 2). Мы делаем вывод о том, что курс является оптимальным по трудности для студентов. В данном случае это значит, что доработки не требуется.
На графике «Соответствие трудности модулей подготовленности студентов» (стр. 3) мы видим, что наблюдается небольшой дисбаланс между трудностью курса и подготовленностью студентов. Такой вывод мы делаем на основании того, что правое распределение (трудность тем) находится в нижней части относительно левого распределения (подготовленности студентов). Это говорит, с одной стороны, о том, что курс доступен для большинства студентов, а с другой стороны, о том, что он достаточно легкий для группы студентов с высокой подготовленностью. Одной из причин такого дисбаланса могут быть слишком трудные или лёгкие проверочные задания как в курсе в целом, так и отдельно в каждом модуле. Поэтому в данном случае стоит обратить внимание на блок «Анализ заданий с автоматизированным оцениванием». Если мы видим, что большинство заданий очень легкие, то мы рекомендуем поработать с заданиями в курсе.
2. Анализ студентов
Переходим к разделу «Анализ студентов» (стр. 5). Мы видим, что параметр стартовой подготовленности является высоким, а в контрольных точках наблюдается положительная динамика подготовленности студентов. Это значит, что доработка не требуется.
3. Анализ взаимодействия студентов с контентом
Рассмотрим раздел «Анализ взаимодействия студентов с контентом» (стр. 7). На графике «Просматриваемость контента» (стр.7) слева направо последовательно отмечены параметры просматриваемости контента средним студентом, 15% наиболее активных студентов и 5% наиболее активных студентов и их числовые значения соответственно.
Мы видим, что параметр просматриваемости контента средним студентом составляет 0,11 и это говорит нам о том, что, в среднем, вовлеченность студентов во взаимодействие с контентом низкая. Тем не менее, параметр просматриваемости у 5% наиболее активных студентов составляет 0,72 и говорит о высокой вовлеченности этой группы студентов. Такая ситуация связана с отсевом студентов, и является типичной для МООКов.
Далее мы рекомендуем обратить внимание на анализ взаимодействия студентов с обучающим контентом в разрезе тем (стр. 8).
Здесь стоит заметить то, что просматриваемость в начале курса (темы 1-7) ниже, чем в конце курса (темы 8-12).
Рисунок на стр. 8 наглядно демонстрирует, что темы в начале курса такие, как «Маркетинговое исследование» и «Поведение потребителей» имеют параметры просматриваемости выше, чем темы в середине курса («Маркетинговое планирование», «Продуктивная стратегия»), но ниже чем темы в конце («Брендинг» и «Маркетинговые метрики»).
Это говорит о том, что вначале курса вовлеченность студентов во взаимодействие с контентом низкая.
В данном случае важно повысить вовлеченность студентов во взаимодействие с помощью:
- использования интересных кейсов в качестве заданий на формирующее оценивание;
Например, вы можете выбрать темы, которые вызывают наименьший интерес, обратившись с графику «Взаимодействие студентов с обучающим контентом» на стр. 12 и встроить кейсы на перенос и использование информации в новом контексте в качестве формирующего оценивания (неоцениваемые задания для практики могут быть встроены в видео лекции). В курсе «Маркетинг» такими темами являются «Маркетинговое планирование» и «Продуктивная стратегия».
- использования ссылок на материалы курса на форумах;
При возникновении вопросов у студентов, которые появляется на форуме, довольно эффективно использовать в тексте ответа ссылки на материалы в курсе. Это позволит студенту самому обратиться к материалам и таким образом повысить активность взаимодействия с контентом.
- повышения активности работы на форуме (дискуссии, опросы и т.п).
При наличии ресурсов повысить активность в курсе можно при использовании опросов или дискуссий на форумах в темах с наименьшим параметром просматриваемости.
4.1. Анализ заданий с автоматизированным оцениванием
И наконец, переходим к разделу «Анализ заданий с автоматизированным оцениванием» (стр. 10). Диаграмма «Соотношение заданий по трудности» отражает процентное соотношение заданий по трудности. Оптимальным считается следующее распределение заданий по трудности: 20% — трудных заданий с вероятностью решения < 0.3, 40% — легких заданий с вероятностью решения > 0.7, 40% — заданий оптимальной сложности.
В курсе «Маркетинг» мы видим, что существует переизбыток легких заданий и недостаток трудных, поэтому важно обратить внимание на рекомендации. В данном случае рекомендуется откорректировать соотношение в соответствии с оптимальным распределением заданий по трудности, а также в соответствии с задачами и целями курса:
- увеличить количество трудных заданий с 4% до 20%;
- увеличить количество заданий средней трудности с 23% до 40-50%;
- удалить задания с вероятностью решения выше 0,9.
- увеличения количества ответных опций;
Например, у нас есть задание с выбором одного верного ответа и четырьмя ответными опциями и вероятность решаемости, которого составляет 0,89:
«Какой из приведенных ниже индексов измеряет уровень демократичности стран:
- Freedom House
- Transparency International
- Индекс Doing Business
- Reporters without Borders»
В данном случае усложнить задание можно с помощью увеличения количества ответных опций и использования типа задания «с выбором всех верных ответов»:
«Какие из приведенных ниже индексов измеряют уровень демократичности стран:
- Freedom House
- Polity IV
- Bertelsmann Transformation Index
- Индекс Тату Ванханена
- Transparency International
- Индекс Doing Business
- Reporters without Borders
- Human Rights Watch
- Index Dow Jones»
- исключения возможных подсказок в формулировках;
Например, серия заданий, которые содержат подсказки. Ниже представлен случай, в котором первое задания содержит прямой ответ на второй, так как в формулировке содержится формула, о которой спрашивается во втором задании.
«Углекислый газ (CO2) содержится в:
- воздухе.
- нарзане.
- ...
Символом углекислого газа является
- CO2.
- H2O.
- ...»
В данном случае удаляется из формулировки первого вопроса формула, или удаляется и заменяется другим второй вопрос.
- корректировки формулировок заданий;
В данном случае доработка может заключаться во включении в формулировку дополнительной информации, которая будет направлена на усложнение задания. Например, включения более сложного расчета в задаче или переформулирования простого задания с выбором верного ответа на кейс с вводом верного ответа.
- создания заданий на понимание и применение учебного материала.
Например, задание, представленное ниже, проверяет способность студента преобразовать информацию из учебного текста из одной формы в другую.
«В случае, когда 2 из 4 экспертов оценили задание как качественное, а другие 2 эксперта отвергли его, то это задание
- остается в банке.
- удаляется из банка.
- требует доработки.
- может быть заменено другим.»
Далее представлено задание на понимание, с использованием формы установления верного порядка с вводом ответа.
«Установите верный порядок работы эксперта с заданием. В ответ введите порядок цифр через запятую (пример: 1,2,3,4)
- Проанализировать и дать оценку соответствию задания теме теста.
- Проанализировать и дать оценку качеству задания.
- Найти верный ответ в зависимости от типа задания.
- Проанализировать и дать оценку трудности задания.»
Наконец, представлено задание на применение полученных знаний в новом контексте, реализация которого возможна с помощью формулирования задания с выбором всех правильных ответов.
«Представьте себя на месте эксперта, которому надо оценить качество следующего задания по менеджменту.
„Кому принадлежит следующее определение понятия „качество“: „Качество — это когда наш покупатель возвращается к нам, а наш товар — нет“?
(х) Э. Крайер (компания Siemens).
( ) Г.Форд.
( ) Э. Деминг.
( ) Г. Шухардт.“
Выберите ВСЕ верные утверждения:
- Задание имеет несогласованность ответных опций.
- Задание имеет грамматические и орфографические ошибки.
- Задание имеет низкий уровень трудности.
- Задание имеет средний уровень трудности.
- Задание соответствует предметной области.
- Задание НЕ соответствует предметной области.»
Краткие выводы:
Таким образом, аналитика показала, что курс «Маркетинг» имеет множество сильных сторон: выявлено, что в целом курс является оптимальным по трудности и доступности контента для студентов, а также выявлена положительная динамика подготовленности студентов в течение курса.
Тем не менее, были выявлены также некоторые слабые стороны: выявлено, что вначале курса вовлеченность студентов во взаимодействие с контентом низкая.
Проблема низкой вовлеченности может быть решена с помощью использования интересных кейсов в качестве заданий, включения ссылок на материалы курса на форумах, ведения активной работы на форуме со студентами.
Лучшие практики собраны в справочнике в разделе «Обзор существующих практик модернизации онлайн-курсов». А также вы можете ознакомиться с опытом других университетов в формате кейсов здесь.
Примечание! Пример представлен на результатах аналитики онлайн-курса НИУ ВШЭ «Маркетинг» (сентябрь-декабрь 2017).