Как работать с автоматизированным сервисом

В этом разделе на реальном примере мы описываем логику того, как можно модернизировать онлайн-курс на основании аналитики, проведенной с помощью автоматизированного психометрического сервиса.

Представьте себя автором курса. Перед Вами аналитический отчёт, состоящий из 4 блоков. В первом блоке представлен анализ трудности контента онлайн-курса. Во втором блоке — анализ прироста подготовленности студентов по курсу. В третьем блоке — анализ взаимодействия студентов с контентом. В четвертом блоке — анализ оценочных средств.

1. Анализ доступности контента

В первую очередь мы смотрим на блок «Анализ доступности контента» и параметры, которые изображены на графике «Доступность контента» (стр. 1). Общий параметр трудности в курсе «Маркетинг» составляет 0,79 — доступность курса оптимальная.

Далее нужно обратить внимание на параметры трудности тем в курсе на графике «Трудность освоения контента». Все темы доступны для студентов, так как все параметры находятся в диапазоне выше 0,4 (стр. 2). Мы делаем вывод о том, что курс является оптимальным по трудности для студентов. В данном случае это значит, что доработки не требуется.

На графике «Соответствие трудности модулей подготовленности студентов» (стр. 3) мы видим, что наблюдается небольшой дисбаланс между трудностью курса и подготовленностью студентов. Такой вывод мы делаем на основании того, что правое распределение (трудность тем) находится в нижней части относительно левого распределения (подготовленности студентов). Это говорит, с одной стороны, о том, что курс доступен для большинства студентов, а с другой стороны, о том, что он достаточно легкий для группы студентов с высокой подготовленностью. Одной из причин такого дисбаланса могут быть слишком трудные или лёгкие проверочные задания как в курсе в целом, так и отдельно в каждом модуле. Поэтому в данном случае стоит обратить внимание на блок «Анализ заданий с автоматизированным оцениванием». Если мы видим, что большинство заданий очень легкие, то мы рекомендуем поработать с заданиями в курсе.

2. Анализ студентов

Переходим к разделу «Анализ студентов» (стр. 5). Мы видим, что параметр стартовой подготовленности является высоким, а в контрольных точках наблюдается положительная динамика подготовленности студентов. Это значит, что доработка не требуется.

3. Анализ взаимодействия студентов с контентом

Рассмотрим раздел «Анализ взаимодействия студентов с контентом» (стр. 7). На графике «Просматриваемость контента» (стр.7) слева направо последовательно отмечены параметры просматриваемости контента средним студентом, 15% наиболее активных студентов и 5% наиболее активных студентов и их числовые значения соответственно.

Мы видим, что параметр просматриваемости контента средним студентом составляет 0,11 и это говорит нам о том, что, в среднем, вовлеченность студентов во взаимодействие с контентом низкая. Тем не менее, параметр просматриваемости у 5% наиболее активных студентов составляет 0,72 и говорит о высокой вовлеченности этой группы студентов. Такая ситуация связана с отсевом студентов, и является типичной для МООКов.

Далее мы рекомендуем обратить внимание на анализ взаимодействия студентов с обучающим контентом в разрезе тем (стр. 8).

Здесь стоит заметить то, что просматриваемость в начале курса (темы 1-7) ниже, чем в конце курса (темы 8-12).

Рисунок на стр. 8 наглядно демонстрирует, что темы в начале курса такие, как «Маркетинговое исследование» и «Поведение потребителей» имеют параметры просматриваемости выше, чем темы в середине курса («Маркетинговое планирование», «Продуктивная стратегия»), но ниже чем темы в конце («Брендинг» и «Маркетинговые метрики»).

Это говорит о том, что вначале курса вовлеченность студентов во взаимодействие с контентом низкая.

В данном случае важно повысить вовлеченность студентов во взаимодействие с помощью:

  • использования интересных кейсов в качестве заданий на формирующее оценивание;

Например, вы можете выбрать темы, которые вызывают наименьший интерес, обратившись с графику «Взаимодействие студентов с обучающим контентом» на стр. 12 и встроить кейсы на перенос и использование информации в новом контексте в качестве формирующего оценивания (неоцениваемые задания для практики могут быть встроены в видео лекции). В курсе «Маркетинг» такими темами являются «Маркетинговое планирование» и «Продуктивная стратегия».

  • использования ссылок на материалы курса на форумах;

При возникновении вопросов у студентов, которые появляется на форуме, довольно эффективно использовать в тексте ответа ссылки на материалы в курсе. Это позволит студенту самому обратиться к материалам и таким образом повысить активность взаимодействия с контентом.

  • повышения активности работы на форуме (дискуссии, опросы и т.п).

При наличии ресурсов повысить активность в курсе можно при использовании опросов или дискуссий на форумах в темах с наименьшим параметром просматриваемости.

4.1. Анализ заданий с автоматизированным оцениванием

И наконец, переходим к разделу «Анализ заданий с автоматизированным оцениванием» (стр. 10). Диаграмма «Соотношение заданий по трудности» отражает процентное соотношение заданий по трудности. Оптимальным считается следующее распределение заданий по трудности: 20% — трудных заданий с вероятностью решения < 0.3, 40% — легких заданий с вероятностью решения > 0.7, 40% — заданий оптимальной сложности.

В курсе «Маркетинг» мы видим, что существует переизбыток легких заданий и недостаток трудных, поэтому важно обратить внимание на рекомендации. В данном случае рекомендуется откорректировать соотношение в соответствии с оптимальным распределением заданий по трудности, а также в соответствии с задачами и целями курса:

  • увеличить количество трудных заданий с 4% до 20%;
  • увеличить количество заданий средней трудности с 23% до 40-50%;
  • удалить задания с вероятностью решения выше 0,9.
Задания для доработки следует выбирать с помощью распределения заданий по трудности (стр. 12). Задания можно усложнить с помощью:
  • увеличения количества ответных опций;

Например, у нас есть задание с выбором одного верного ответа и четырьмя ответными опциями и вероятность решаемости, которого составляет 0,89:

«Какой из приведенных ниже индексов измеряет уровень демократичности стран:

  • Freedom House
  • Transparency International
  • Индекс Doing Business
  • Reporters without Borders»

В данном случае усложнить задание можно с помощью увеличения количества ответных опций и использования типа задания «с выбором всех верных ответов»:

«Какие из приведенных ниже индексов измеряют уровень демократичности стран:

  • Freedom House
  • Polity IV
  • Bertelsmann Transformation Index
  • Индекс Тату Ванханена
  • Transparency International
  • Индекс Doing Business
  • Reporters without Borders
  • Human Rights Watch
  • Index Dow Jones»
  • исключения возможных подсказок в формулировках;

Например, серия заданий, которые содержат подсказки. Ниже представлен случай, в котором первое задания содержит прямой ответ на второй, так как в формулировке содержится формула, о которой спрашивается во втором задании.

«Углекислый газ (CO2) содержится в:

  • воздухе.
  • нарзане.
  • ...

Символом углекислого газа является

  • CO2.
  • H2O.
  • ...»

В данном случае удаляется из формулировки первого вопроса формула, или удаляется и заменяется другим второй вопрос.

  • корректировки формулировок заданий;

В данном случае доработка может заключаться во включении в формулировку дополнительной информации, которая будет направлена на усложнение задания. Например, включения более сложного расчета в задаче или переформулирования простого задания с выбором верного ответа на кейс с вводом верного ответа.

  • создания заданий на понимание и применение учебного материала.

Например, задание, представленное ниже, проверяет способность студента преобразовать информацию из учебного текста из одной формы в другую.

«В случае, когда 2 из 4 экспертов оценили задание как качественное, а другие 2 эксперта отвергли его, то это задание

  • остается в банке.
  • удаляется из банка.
  • требует доработки.
  • может быть заменено другим.»

Далее представлено задание на понимание, с использованием формы установления верного порядка с вводом ответа.

«Установите верный порядок работы эксперта с заданием. В ответ введите порядок цифр через запятую (пример: 1,2,3,4)

  1. Проанализировать и дать оценку соответствию задания теме теста.
  2. Проанализировать и дать оценку качеству задания.
  3. Найти верный ответ в зависимости от типа задания.
  4. Проанализировать и дать оценку трудности задания.»

Наконец, представлено задание на применение полученных знаний в новом контексте, реализация которого возможна с помощью формулирования задания с выбором всех правильных ответов.

«Представьте себя на месте эксперта, которому надо оценить качество следующего задания по менеджменту.

„Кому принадлежит следующее определение понятия „качество“: „Качество — это когда наш покупатель возвращается к нам, а наш товар — нет“?

(х) Э. Крайер (компания Siemens).

( ) Г.Форд.

( ) Э. Деминг.

( ) Г. Шухардт.“

Выберите ВСЕ верные утверждения:

  • Задание имеет несогласованность ответных опций.
  • Задание имеет грамматические и орфографические ошибки.
  • Задание имеет низкий уровень трудности.
  • Задание имеет средний уровень трудности.
  • Задание соответствует предметной области.
  • Задание НЕ соответствует предметной области.»

Краткие выводы:

Таким образом, аналитика показала, что курс «Маркетинг» имеет множество сильных сторон: выявлено, что в целом курс является оптимальным по трудности и доступности контента для студентов, а также выявлена положительная динамика подготовленности студентов в течение курса.

Тем не менее, были выявлены также некоторые слабые стороны: выявлено, что вначале курса вовлеченность студентов во взаимодействие с контентом низкая.

Проблема низкой вовлеченности может быть решена с помощью использования интересных кейсов в качестве заданий, включения ссылок на материалы курса на форумах, ведения активной работы на форуме со студентами.

Лучшие практики собраны в справочнике в разделе «Обзор существующих практик модернизации онлайн-курсов». А также вы можете ознакомиться с опытом других университетов в формате кейсов здесь.

Примечание! Пример представлен на результатах аналитики онлайн-курса НИУ ВШЭ «Маркетинг» (сентябрь-декабрь 2017).


Все разделы