Обзор существующих практик модернизации онлайн-курсов

В этом разделе приводятся данные зарубежных исследований, направленных на повышение эффективности онлайн-курсов с использованием результатов аналитики.

  • Преподаватель в кадре и за кадром

    Человек в кадре оживляет любое изображение или видеоматериал. Присутствие преподавателя в кадре способно привлечь внимание большинства студентов. Однако для некоторых обучающихся это создает помехи, отвлекает их. Поэтому исследователи рекомендуют создавать и использовать две версии видео: с изображением преподавателя — и без него (Kizilcec, Papadopoulos & Sritanyaratana, 2014; Kizilcec, Bailenson & Gomez, 2015).

  • Расположите субтитры справа от видео

    Расположение субтитров внутри видео может исказить восприятие материала, так как текст может перекрывать изображение. Поэтому специалисты рекомендуют размещать субтитры справа от окна видео (Mamgain, Sharma & Goyal, 2014).

  • Встройте тесты в видео

    Встроенные в видео тесты содействуют обучению студентов (Mamgain, Sharma & Goyal, 2014). Размещайте по одному заданию на каждые 3 минуты видео (Coursera).

  • Используйте короткие видео

    Эффективность продолжительных видеоматериалов невысока, так как они утомляют и увеличивают риски отсева (Kim et. al., 2014). Как правило, специалисты предлагают разделять фильмы на короткие фрагменты, до 10 минут. При этом следует обращать внимание на то, чтобы фрагменты были целостными по смыслу (El Said, 2017).

  • Организуйте видеолекции интерактивно

    Необходимо оснащать видео гиперссылками, связанными как с внутренним, так и с внешним контентом, что сделает изучение курса более комфортным (El Said, 2017). Исследователи рекомендуют использовать закладки, позволяющие студентам возвращаться к нужным фрагментам видео.

  • Добавьте регулировку скорости видеолекций

    При обучении студентов может быть полезен ряд функций: изменение скорости видео (Mamgain, Sharma & Goyal, 2014; Kim, et. al., 2017), изменение размера изображения, пролистывание вперед или назад и постановка на паузу.

  • Добавьте расшифровки видеолекций

    Дополнительные возможности студентам предоставляет наличие расшифровки видео (El Said, 2017).

  • Включите больше информации в сертификат по итогам прохождения курса

    Необходимо включить в сертификат более широкую информацию: рейтинг, время, затраченное на выполнение заданий, статистику участия в форуме (Guo & Reinecke, 2014). Это повысит заинтересованность студентов в курсе.

  • Замените часть видеолекций на диаграммы и/или анимацию

    Визуализация текстовой информации с помощью диаграмм и/или анимации, а также использование примеров и кейсов значительно повысят уровень усвоения курса (El Said, 2017).

  • Помогайте студентам делиться дополнительными материалами друг с другом

    Взаимодействие между студентами является важной частью обучения. Рекомендуется использование общих папок, например Dropbox (El Said, 2017).

  • Добавьте функцию чата

    Для студентов важны не только форумы, но и возможность мгновенного обмена сообщениями. Чтобы повысить уровень вовлеченности студентов, рекомендуется добавить чат (El Said, 2017).

  • Добавьте игровые элементы

    Авторы исследования (Gamage, Perera & Fernando, 2016) отмечают, что использование викторин и других игр значительно повышает интерес студентов к курсу.

  • Добавьте жизни в практикумы

    Усвоение материала происходит гораздо эффективнее с использованием примеров, которые связаны с повседневной деятельностью студентов. Поэтому исследователи рекомендуют, чтобы практические задания были основаны на реальных, а не абстрактных примерах (Floratos, Guasch & Espasa, 2015).

  • Кросс-культурный перевод важен

    Исследователи полагают (Nkuyubwatsi, 2014), что необходимо учитывать культурные различия между студентами. Использование специфического сленга может затруднить освоение курса студентами. Поэтому следует использовать терминологию, которая будет понятна всем.

  • Постройте курс вокруг проекта

    Организация курса в формате просмотра видеолекций и решения заданий может быть малоэффективной. Поэтому необходимо выстраивать курс вокруг проекта, где все задания представляют собой компоненты единой сверхзадачи. Такой подход повысит заинтересованность студентов (Jian & Yang, 2015).

  • Пригласите студентов на форум

    Направьте студентам личные приглашения присоединиться к форуму. Это повысит их вовлеченность (Jian & Yang, 2015). Лучше использовать нейтральные формулировки (например «У нас есть форум»), нежели коллективистские («Ваше участие в форуме полезно всем») или индивидуалистские («Ваше участие в форуме полезно Вам»).

  • Используйте в форумах систему репутации

    Исследователи (Coetzee, Fox, Hearst & Hartman, 2014) отмечают, что возможность голосовать за вопросы и ответы повышает успеваемость студентов и вероятность завершения курса. Наиболее эффективным является комбинирование автоматизированной оценки, взаимного оценивания и самооценивания.

Студенты высоко ценят тесты, так как они дают возможность получения мгновенной обратной связи.

Взаимное оценивание позволяет не только получить обратную связь от других студентов, но и учиться на работах других.

Самооценивание является наиболее мягкой формой оценивания, так как снижает негативные переживания, связанные с ситуацией оценивания (Floratos, Guasch & Espasa, 2015).


Все разделы